Федор Васильевич Гладков (1883-1958)
Родился в патриархальной, старообрядческой, «поморского согласия» семье в деревне Чернавке Саратовской губернии (ныне места Пензенской области).
Рано узнал, что такое крестьянский труд, увидел много жестокого и несправедливого.
Но было и другое, навсегда оставшееся родным, то, о чём напишет Федор Васильевич: «Деревню и её околицу я очень любил. И сейчас при воспоминании, всё заливается солнечным сиянием, и за полями зеленеют пролески…По обе стороны речки со снежно-белым песком на берегах круто поднимаются взгорья, а в обрывистых берегах, в камнях, звенят студёные роднички».
В 1893 году Ф.В.Гладков поступил учиться в земскую школу, которая оказала сильное и благотворное влияние на всю его жизнь.
В 1900 году «Кубанские ведомости» опубликовали его первый рассказ — «К свету». Рассказы «После работы», «Максютка», «У ворот тюрьмы» и др. представляли собой короткие зарисовки из жизни трудового народа, босяков. В 1901 по окончании городского училища Ф.Гладков получает звание учителя. Пишет повесть «На Ватаге, на Жилой» (1901), которая получила поддержку М. Горького. Между Ф.Гладковым и М. Горьким завязывается переписка, которая будет длиться многие годы.
С 1902 Ф.В.Гладков жил в Забайкалье, учительствовал в с. Ундинское, в посёлке Кокуй. В 1904-1905 печатал очерки и рассказы в газетах «Забайкалье», «Азиатская Русь», «Новая газета» и др. Рассказ этих лет «Три в одной землянке» (1905) впоследствии получил высокую оценку М. Горького.
В 1906 Ф.В.Гладков переселился в Ейск, работал в подпольной социал-демократической организации, был арестован, находился в Иркутской тюрьме, затем — в ссылке в течение 3-х лет. Из Сибири написал письмо А.И.Куприну, просил познакомиться с рассказом «Удар» .Известный уже в то время писатель, прочитав рукопись, указал на недостатки, отметив, что «всё искупается внутреннею теплотой, хорошим языком и искренностью».
В 1914-1916 написаны рассказы «После мобилизации», «Единородный сын». В дни Февральской революции в Петрограде Гладков впервые встретился с Горьким. В годы Октябрьской революции и Гражданской войны находился в Новороссийске. Написал пьесу «Бурелом» (1918), которая в 1920 была поставлена Всеволодом Мейерхольдом.
Вступив в партию большевиков, Гладков ушёл добровольцем в Красную Армию. Редактировал газету «Красное Черноморье»; участвовал в восстановлении цементного завода (впечатления от этой работы легли в основу романа «Цемент»), В 1921 Гладков «как интеллигент и меньшевик» был исключен из партии (восстановлен после выхода «Цемента»).
Осенью 1921 Ф.В.Гладков приехал в Москву, работал у А. Луначарского в Наркомпросе; стал членом литературного объединения «Кузница». В 1921 вышли рассказы «Зеленя», «Огненный конь». Экспрессивный стиль рассказа «Огненный конь» был данью символистским тенденциям, орнаментализму 1920-х.
1923-1924 — время работы Гладкова над романом «Цемент», который (как писал Гладков в статье «Моя работа над „Цементом”», 1931) вырос из трех рассказов: «Встреча покаянных» (1923), «Бремсберг» (1922) и «Разорванная паутина» (1923). В 1924 Гладков опубликовал этюды «Трудовой», «Потухший очаг», «Комсомольцы», «Красная повязка», которые также были непосредственно связаны с текстом романа.
«Цемент» появился в печати в 1925.
Из всех критиковавших роман лишь А. Серафимович поддержал его «напряженный, буйный, романтический стиль…» (Правда. 1926. 16 февраля).
«Цемент» вызвал немало читательских дискуссий, роман привлек всеобщее внимание, он был сразу рекомендован для изучения в школах.
В 1927 состоялась поездка писателя на Волховстрой и Днепрострой, где стали появляться первые творческие материалы для романа «Энергия». Во второй половине 1920-х Гладков стал одним из руководителей «Кузницы.
После «Цемента», параллельно с работой над романом «Энергия», Ф.В.Гладков написал несколько рассказов и повестей с отчетливой психологической направленностью — «Новая земля», «Маленькая трилогия», «Трагедия Любаши», «Старая секретная», «Пьяное солнце», «Кровью сердца» и другие.
Над романом «Энергия» Гладков работал на протяжении 1926-1928 (первые отрывки — 1929, отдельное издание 1-й книги — 1933; 1-я и 2-я книги вместе —1939). Роман посвящен строительству гидроцентрали, наряду с экономическими трудностями герои, как и в «Цементе», проходят через трудно складывающиеся личные взаимоотношения; в романе более 120 действующих лиц. Роман «Энергия» пережил судьбу, сходную с той, что была у «Цемента». Публикация 1-й книги вызвала резкую критику, роман был даже назван «недоброкачественным произведением» (Вечерняя Москва. 1933. 21 января).
Ф.Гладков создал несколько редакций романа «Энергия», особенно существенные изменения были внесены в текст романа в 1939 и 1947. Публиковавшиеся на рубеже 1920- 1930-х «Письма о Днепрострое» (1931), «Осада реки» (1927) и др. имеют прямое отношение к творческой истории романа «Энергия». По мотивам 1-й книги в 1934 была написана пьеса «Гордость».
В годы Великой Отечественной войны Ф.В. Гладков являлся спецкором «Известий», находился на Урале; в 1942 возвратился в Москву, где написал рассказы и повести «Мать», «Клятва», «Завет отца» и др., а также публицистические статьи «Фашисты — смертельный враг русского народа» (1941), «О бесстрашии» (1941) и др. В первой половине 1940-х вышли публицистический сборник «Новаторы» (1942), сборникрассказов «Опаленная душа» (1943), «Избранное» (1944), сборник повестей «Клятва» (1944).
В 1945-1947 Фёдор Васильевич возглавлял Литературный институт имени М. Горького. Публицистика послевоенного времени была посвящена главным образом воспитанию молодежи, борьбе за мир.
Последние годы жизни Гладков работал над автобиографической прозой: «Повесть о детстве» (1949), «Вольница» (1950), «Лихая година» (1954), «Мятежная юность» (известна в отрывках, повесть осталась незаконченной). Национальный, исторический колорит жизни воссоздан в этих книгах с большим художественным мастерством; эпическое звучание автобиографической прозы окрашено нотой, появившейся еще в «Изгоях»: «Мы — одно, мы звенья бесконечной цепи, идущей через простой цветок до огненной звездной зари…»