Давыдов Денис Васильевич
(1784-1839)
«Пенза-моя вдохновительница. Холм, на коем лежит этот город, есть мой Парнас с давнего времени; здесь я опять принялся за поэзию», – эти слова написал Денис Васильевич Давыдов, знаменитый поэт-партизан, герой Отечественной войны 1812 года.
Выйдя в 1831 году в отставку с чином генерал-лейтенанта, он поселился в своём имении Верхняя Маза (недалеко от Сызрани). Отсюда Денис Васильевич не раз посещал Пензу.
«Поклонник красоты во всех её отраслях», как писал он о себе в автобиографии, сохранивший по словам его друга поэта Вяземского «до самой кончины изумительную молодость сердца и нрава», Давыдов увлёкся в Пензе красавицей Евгенией Дмитриевной Золотарёвой.
Увлечение Золотарёвой ярко отразилось в поэзии Давыдова. После зимы 1833-1834 годов, проведённой в Пензе, он сообщал Пушкину: «Знаешь ли, что струны сердца моего опять прозвучали? На днях я написал много стихов, так и брызгало ими». Об этом же писал Вяземскому: «Я теперь в восторге поэтическом…Золотарёва как будто прорыла заглохший источник. Последние стихи, сам скажу, что хороши…».
Лирические стихотворения Давыдова – «Вальс», «Речка», «И моя звёздочка», «На голос известной русской песни», «Выздоровление» и многие другие вдохновлены Золотарёвой и посвящены ей. Под некоторыми из них пометка: «Пенза».
Увлечение поэта Золотарёвой, дружеское общение и переписка с нею, насчитывавшая свыше пятидесяти писем Дениса Васильевича, продолжались в течение двух с половиной лет, названных Давыдовым временем его счастья. Это было также временем нового расцвета его поэзии.
В Пензе у поэта был обширный круг друзей и знакомых. В письме к Пушкину от 13 октября 1836 года он писал: «Я ездил с собаками в Пензенской губернии с старинным моим подкомандующим 1812 года Бекетовым…». Пензенцу Бекетову Давыдов посвятил эпиграмму «Учёный разговор». Другому пензенцу-помещику, агроному-писателю Сабурову Денис Васильевич посвятил злую эпиграмму «Меринос собакой стал…». Обе эпиграммы посланы были Давыдовым Пушкину, которого он называл своим «парнасским отцом и командиром», и напечатаны в журнале «Современник».