1 апреля исполняется 215 лет со дня рождения великого русского писателя Николая Васильевича Гоголя. Для России, русской культуры это знаменательная дата. Интерес наших соотечественников к творчеству Гоголя никогда не угасал. В чем секрет такой популярности? Гоголь не только классик русской литературы, но и великий патриот России. Он прямо считал себя человеком, призванным служить не искусству, а отечеству; он думал о себе: «Я не поэт, я гражданин».
Николай Васильевич Гоголь – один из самобытнейших русских писателей, его слава вышла далеко за пределы русского культурного пространства. Его книги интересны на протяжении всей жизни, каждый раз удаётся найти в них новые грани, почти новое содержание. Дело писателя было для Гоголя неразрывно слито с общественной, воспитательной ролью искусства, стало для него творческим подвигом. Открыв миру «всю Русь», прежде всего её смешные, печальные, драматические стороны, – но не только эти, а и героические, – пророчески сказав об её прекрасном будущем, Гоголь создал книги, которые явились подлинным открытием в художественной культуре, оказали большое влияние на развитие русской литературы и искусства вообще. Книги Гоголя активно существуют в духовной жизни нашего времени. Художественное слово Гоголя воспринимается сегодня как пророческое. Гоголь не просто писатель, но человек исключительной, трагической судьбы, мыслитель и пророк, стоявший на пороге подлинной разгадки исторических судеб России, в судьбе которого так или иначе отразилась судьба литературы и общественной мысли того времени.
Значение творчества Гоголя огромно, и не только для России. «Те же чиновники, – говорил Белинский, – только в другом платье: во Франции и в Англии они не скупают мертвых душ, а подкупают живые души на свободных парламентских выборах!» Жизнь подтвердила правоту этих слов, а гениальные произведения Николая Васильевича Гоголя продолжают борьбу с несправедливостью и в наши дни.
Огромные заслуги Гоголя, явившегося родоначальником сатирического направления, названного «натуральным», глубоко определены еще Белинским. Он заявлял: «Гоголь внес в нашу литературу новые элементы, породил множество подражателей… С Гоголя начинается новый период русской литературы». Обогащая реализм достижениями романтизма, сплавляя в своем творчестве сатиру и лирику, анализ действительности и мечты о прекрасном человеке, о будущем нашей родины, Гоголь поднял критический реализм в сравнении со своими предшественниками на новую, более высокую ступень и вошел своими прозаическими и драматическими произведениями в пантеон самых величайших творцов критического реализма русской и мировой литературы.
Беспощадно-обличительный сарказм произведений творца «Ревизора» и «Мертвых душ» сохраняет действенную силу, направленную против всего эгоистического, античеловеческого. Они дороги нам поистине волшебством изобразительного мастерства, доставляющего высокое нравственное и эстетическое наслаждение.
Известно, что Гоголь никогда не бывал в Пензенской губернии, однако на звание «ревизорского» города, в котором происходит действие одноименной пьесы, претендует Сердобск (Пензенская область). В тексте пьесы место действия точно не обозначено. Все, что известно об уездном городе первой половины XIX века, – «отсюда, хоть три года скачи, ни до какого государства не доедешь».
Главный герой «Ревизора» Хлестаков рассказывает, что по дороге в Саратовскую губернию проигрался в Пензе. Дорога из Пензы в Саратов проходила через три уездных города – Петровск, Сердобск и Городищи. События известной гоголевской комедии могли происходить в Сердобске.
«Собрал в одну кучу все дурное в России и за одним разом посмеялся над всем» – так появился город «Ревизора», который сам Николай Гоголь назвал «сборным всей темной стороны». В первых редакциях комедии он был назван «Город С». И это для сердобчан один из аргументов.
В Сердобском районе проживал близкий друг Пушкина Петр Вяземский, который, скорее всего, был знаком с нравами, обычаями горожан и, возможно, рассказывал об этом Александру Сергеевичу в качестве какого-нибудь анекдота, которым Пушкин мог потом поделиться с Гоголем. Заодно присовокупив историю, как в Нижегородской области один мошенник выдал себя за министерского чиновника и обобрал весь город.
На фото: книги и иллюстрация к комедии «Ревизор» из коллекции Объединения.