«Всемилостивейше повелеваем…»  – история города Чембара началась с Указа императрицы

У города Чембара, как и у всякого населенного пункта, имеется своя история рождения и дальнейшего развития.

По Указу императрицы Екатериной II от 15 сентября 1780 года было образовано Пензенское наместничество из 13 уездов. «Всемилостивейше повелеваем нашему генералу графу Воронцову, — говорилось в нем, – в декабре сего года учредить в учреждениях, от нас изданных, равно и в Пензенском наместничестве, составя оное из 13 уездов…».

В составе 13 уездов упоминался Чембарский. Село Чембар становится уездным городом.
Даже в 20-х годах 19 века, по воспоминаниям И.И. Лажечникова, город по своему внешнему облику был не лучше посредственного села.
Проезжая летом 1802 г. через Чембар, Ф.Ф. Вигель, мемуарист, ехавший из Киева в Пензу к отцу, который был губернатором в 1801-1809 гг. в своих «Записках» писал: «Чембар – деревня, на улице которой можно было видеть только соломенные кровли и старую ветхую деревянную церковь. Мне никогда не могло прийти в голову, что скоро здесь будет уездный город, что в нем выстроится несколько каменных зданий, и что лет через тридцать русский царь проживет в нём две недели, ожидая исцеления». В 1809 г. Ф.Ф. Вигель вновь по пути останавливался в Чембаре и оставил запись: «Чембар назывался городом, а был все еще деревней, однако же пять или шесть домиков с крышами из досок в полтора года в нем выросли».

Город строится, удлиняются старые и появляются новые улицы. В зависимости от направления улицы получает свои названия: Тамбовская, Пензенская, Московская (в настоящее время – Лермонтовская), Верхнее- и Нижне-Ломовская, Колычевская – к селу Колычеву (ныне Сяськино), Саратовская, Каралейская, Кладбищенская (в народе Васильевская) и т.д. Парадные площади, Никольская и Торговая и, прилегающие к ним улицы, были сильным средоточием магазинов и торговых лавок.

Оживленно и пестро проходили в Чембаре ярмарки, бывавшие в уездном городе в начале лета.

Типичный вид провинциального городка доносит до нас акварель неизвестного художника начала XIX века «Торговая площадь в уездном городе» (копия Шмидта): «Тут простой народ кишел, как в муравейнике. В одном месте пировали и веселились крестьяне, выгодно сбывшие свой товар, в другом – девушки лакомились орехами, пряниками и пели песни, тут оборванный мальчишка дул изо всех сил в хвост глиняной уточке … в другом углу четверо видных детин играли на дудках, а пятый … заливался в удалой песне. Вся атмосфера была напитана испарениями свежего сена, полевых цветов, огородных трав и овощей. Все кругом была жизнь, движение и праздник».

Показать все
Яндекс.Метрика