14 июля 2023 года сотрудники музея А.Н. Радищева организовали выездную книжную выставку «Я жил, сколь мог, для общего добра» к 280 – летию со дня рождения Гавриила Романовича Державина в школе села Анненково Кузнецкого района. Её участниками стали воспитанники детского оздоровительного лагеря «Весёлая компания».
На выставке были представлены книги Гавриила Романовича из фондов музея А.Н. Радищева. Особый интерес вызвали сочинения Державина, изданные в Санкт –Петербурге в 1874 и 1869 годах. Также на выставке были представлены церковные книги на старославянском языке, портреты М.В. Ломоносова, А.П. Сумарокова и А.Н. Радищева.
Державин и Радищев жили в одно время. Их матери носили одинаковые имена. Литераторы читали одни и те же книги. Но судьбы их сложились по-разному.
Гавриил Романович Державин (1743–1816 гг.) – русский поэт и драматург, крупнейший представитель русского классицизма, просветитель. Известный государственный деятель XVIII века при дворе Екатерины II. Автор первого неофициального гимна России.
Творчество Гавриила Державина считается вершиной русского классицизма. Первые произведения поэта появились еще в период его военной службы. В 1773 году Державин дебютировал в журнале «Старина и Новизна» с переводом отрывка «Ироижа, или Письма Вивлиды к Кавну» из трудов Овидия. В 1774 году свет увидели произведения «Ода на великость» и «Ода на знатность».
В 1776 году был выпущен первый сборник стихов поэта «Оды, переведенные и сочиненные при горе Читалагое».
С 1779 года Державин отходит от традиций, заложенных Сумароковым и Ломоносовым, работает над философской лирикой. В 1782 году была опубликована ода «Фелица», посвященная императрице Екатерине II и принесшая поэту широкую литературную известность. Вскоре появились другие знаменитые произведения Державина: «Вельможа», «Евгению. Жизнь Званская», «На смерть князя Мещерского», «Бог», «Добрыня», «Водопад», «Ирод и Мариамна».
Сегодня Державин важнее для литературы, чем 200 лет назад. Быть может, завтра станет еще важнее. Нам всё яснее его глубина, его непосредственность и лукавство, его артистизм, позволивший поэту рассказать о своем времени так, как не сумел никто.