Заслуженный работник культуры Пензенской области Ирина Дрожжилова подарила фондам регионального Объединения государственных литературно-мемориальных музеев шляпы-клош.
Одна из них – молочного цвета с пришивной лентой и украшением в виде броши-цветка из жемчуга, бисера и пайеток, классического вида (без драпировок, характерно для 1920-х годов) из традиционного материала изготовления – фетра. Другая – из чёрной атласной ткани, декоративно драпированная нитками по тулью и обвитая лентой-«стрелкой». Драпировка шляпы-клош была актуальна в 1930-е годы. В коллекции также представлен образец «колокольчика», выполненный в стиле 1930-х годов, из шелковистой ткани с отделкой из соломы.
Дамская шляпа с интересным названием «клош» (в переводе с фр. яз. «колокольчик») вошла в моду в 1920-е годы на смену объёмным головным уборам с пышным декором. Клош – небольшая шляпка, выполненная в стиле минимализм, с округлой тульей (верхней частью шапки, покрывающей голову), без полей (классический вариант) либо с узкими опущенными полями. Своим внешним видом шляпа напоминала колокольчик. Такой головной убор плотно «садился» на голову. Шляпу носили слегка приспущенной на лоб и глаза, отчего женщинам приходилось приподнимать голову слегка вверх, вытягивая шею, отчего взгляд получался томным и загадочным.
Официально шляпа-клош была изобретена французским дизайнером, модисткой Каролиной Ребу, которая на протяжении 50 лет носила титул Королевы шляпной моды. Этот головной убор она придумала в возрасте 80 лет. Примечательно, что данную шляпу не заимствовали из мужского гардероба, а создали специально для женщин. «Колокольчик» прекрасно гармонировал с модными короткими гладкими причёсками и строгими деловыми нарядами, с кокетливыми вечерними платьями.
Мода на шляпу-клош просуществовала около 15 лет, до середины 1930- х годов, на смену ей пришли шляпы с вуалью, знаменитые «таблетки» и женские канотье. Однако «колокольчики» в своё время произвели настолько сильный фурор, что мода на них, но уже с некоторой модификацией в деталях, вернулась ненадолго в 1980-е годы. В настоящее время форма шляпы-клош также является популярной моделью головного убора. Тулья с продолговатой округлой формой сегодня может быть снабжена даже небольшим козырьком. Материал изготовления может быть разным, однако первоначально шляпу-клош шили из фетра. Процесс создания фетрового «колокольчика» полностью являлся ручной работой, его часто изготовляли по индивидуальным меркам, используя деревянную заготовку – колодку из липы.
Сам процесс создания фетровой шляпки нельзя назвать очень сложным и трудоемким, но он занимал не один день. На деревянную колодку надевали фетровый колпак, затем обмазывали специальным натуральным клеем для придания формы. После материал отправляли в «баню», нагревая паром до 80 градусов, отчего фетр становился мягким, податливым для придания необходимой формы. После высыхания материала на деревянной основе от модистки требовалось аккуратно, без повреждений снять готовое изделие. Кстати, именно этот технологический процесс изготовления фетровых шляп на деревянной колодке, которая часто делалась по индивидуальным меркам головы женщины, положил легенду о создании шляпы-клош Каролиной Ребу прямо на голове клиентки.
Отделка шляпы-клош имеет свои секреты. Украшение из ленты с острым концом в форме стрелы, обвитой вокруг тульи, бантов и плотных узлов делалось не просто так. Модницы первой четверти XX века придавали декору особое символическое значение: лента означала, что девушка свободная, узел говорил о замужестве, а вот яркий бант или брошь демонстрировали желание незамужней девушки познакомиться с противоположным полом.
Манера носить шляпку-клош менялась. Ее сдвигали также на затылок, затем набок, но от этого она не переставала терять всю свою привлекательность, изящество и шарм.