Исполнилось 150 лет со дня рождения Всеволода Эмильевича Мейерхольда, которого неоднократно при жизни называли театральным магом. Слово «Мастер» всю жизнь сопровождало его, оно наиболее полно и точно выражало особенности этой удивительной и неповторимой натуры, индивидуальности противоречивой, трудной, по-своему уникальной.
Ученик Немировича-Данченко и Станиславского, актёр, внушавший симпатии Чехову и с Чеховым переписывавшийся, режиссёр, рискнувший подчинить себе великую Комиссаржевскую, восхитивший Александра Блока своей постановкой «Балаганчика». А затем сумевший обновить оба императорских театра Петербурга, Александринский и Мариинский, сотворить на их сценах такие замечательные спектакли, как «Дон Жуан» Мольера, «Тристан и Изольда» Вагнера, «Орфей» Глюка, «Гроза» Островского, «Маскарад» Лермонтова…И после всего этого с никому не ведомыми любителями и с участием Маяковского разыграть перед ошеломлённой публикой первый поистине революционный спектакль – «Мистерию-Буфф» Маяковского!
Одна известная актриса сказала, «что Мейерхольд строил спектакль, как строят дом, и оказаться в этом доме хотя бы дверной ручкой было счастьем».
Еще одно важное свойство театра Мейерхольда – способность привлекать к себе, соединять вокруг себя едва ли не всех замечательных и самых интересных современных писателей, поэтов, композиторов, художников.
Том переписки Всеволода Эмильевича Мейерхольда, о котором в день рождения великого земляка мы хотим рассказать Вам, друзья, показывает величайшую интенсивность его творческой деятельности, притягивавшей к себе художников самых различных направлений, пристрастий, вкусов. Издание позволяет увидеть Мейерхольда как одну из центральных фигур великой поры становления советского искусства. Читая письма, можно увидеть, как стремительно двигался вперёд этот замечательный художник, увлекая за собой других.
В томе представлены письма, раскрывающие основные эстетические идеи и цели Мейерхольда, есть письма, освещающие мало известные эпизоды жизненного пути режиссёра, есть деловые, лаконичные, но и эти письма содержат штрихи, подчас чрезвычайно важные, даже драгоценные для историков театра, дающие толчок к интересным размышлениям.
Читатели всех поколений, которым не довелось видеть спектакли Мейерхольда, прочтя эту переписку с живым увлечением и интересом, оценят по достоинству огромный кропотливый труд, который проделали В.П.Коршунова и М.М.Ситковецкая, собравшие эти письма, разыскавшие их в различных хранилищах и личных архивах, сумевшие их точно датировать, снабдить ясными и полезными комментариями и создать книгу, во многом обогащающую наши познания о Мейерхольде.
На фото книга из собрания Объединения государственных литературно-мемориальных музеев