4 апреля исполняется 120 лет со дня рождения Александра Николаевича Афиногенова, советского драматурга. Он родился в 1904 году в городе Скопин Рязанской губернии в семье железнодорожного служащего, уроженца с.Наровчат, ставшего известным писателем и публиковавшегося под псевдонимом Н. Степной.
Александр Николаевич окончил Московский институт журналистики (1924). Член ВКП(б) (1922). С 30 июля 1924 г. до 7 января 1926 г. жил в Ярославле. В этом городе написал свои первые произведения: стихи и поэму «Город», пьесу «Роберт Тим» (1924). Пьеса А. Н. Афиногенова «Чудак» была поставлена на сцене Волковского театра в 1930 г.
Секретарь газеты «Северный рабочий», редактор газет «Северный комсомолец» и «Ярославская деревня». Первый руководитель литературного объединения при этих газетах, фактически стоял у истоков создания ярославской писательской организации.
Заведующий литературной частью 1-го Московского Рабочего театра Пролеткульта (1927-1929). Один из руководителей РАПП (нач. 1930-х гг.). Член СП СССР (1934), член президиума правления СП СССР, редактор журнала «Театр и драматургия».
В письмах к друзьям он подписывался полусерьезно, шутливо обыгрывая свою древнегреческих корней фамилию: «Афиною рождённый сочинитель». Он считал, что богиня победы и красоты покровительствует ему, и относился к ней с почтительностью. За время, отпущенное ему на земле, он написал около 30 пьес, несколько киносценариев, став известным драматургом, деятелем литературы. Он не был репрессирован, ему не выпало познать арест, допрос и ссылку. Но именно ему, мучительно пытавшемуся докопаться «до оснований, до корней, до сердцевины», довелось назвать и сформулировать открытые им законы времени, сыгравшие трагическую роль в нашей истории и постигаемые отчётливо лишь сегодня. Две его пьесы самого начала 30-х годов назывались «Страх» и «Ложь».
С конца 1936 года Афиногенов становится объектом резкой политической критики и клеветы, его пьесы запрещаются, а 22 июня 1937 года его исключают из ВКП(б) и Союза писателей. 16 мая 1937 года Афиногенов записывает в дневник: «Взяли мирного человека, драматурга, ни о чём другом не помышлявшего, кроме желания написать ещё несколько десятков хороших пьес на пользу стране и партии, — и сделали из этого человека помойку, посмешище, позор и поношение общества…»
Однако он не был репрессирован, жил в Переделкине. Именно в то время, когда многие избегали опального драматурга, с ним подружился Борис Пастернак. В этот же период Афиногенов начал писать роман «Три года». В феврале 1938 года его восстановили в партии.
Во время войны возглавил Литературный отдел Совинформбюро. Предполагалось, что Афиногенов вместе с женой-американкой поедет в США агитировать за открытие второго фронта. Однако накануне этой командировки он погиб в здании ЦК ВКП(б) на Старой площади во время бомбёжки 29 октября 1941 года от случайного осколка.
Похоронен на Новодевичьем кладбище Москвы.
Самая острая пьеса Афиногенова, «Ложь» (1933), показывает, какие последствия для всей системы имеет вынужденная ложь низовых партийных работников. Сталин лично был цензором этой пьесы. Её запретили.
Лирическая комедия «Машенька», написанная Александром Николаевичем Афиногеновым в предвоенные 1940 годы, занимает особое место в его драматургии. Александр Николаевич посвятил ее животрепещущей теме воспитания. По словам Афиногенова, он пришел к пьесе «Машенька» «…от страстного желания побыть среди хороших людей, полных чистых чувств, благородных намерений, сердечной теплоты и подлинной дружбы». Эти проявления «человеческого в человеке» писатель реализовал в полную меру своего таланта на примере взаимоотношений профессора Окаемова и его внучки Маши, идущих нелегким путем навстречу друг другу. Афиногенов создал поэтический образ школьницы: нежность и деликатность сочетаются в ней с отвращением ко всяческой фальши и лжи, с мужественной решительностью в отстаивании правды. Здесь самые личные чувства осмысливаются как часть общественного нравственного идеала. Благодаря высокому искусству драматурга через малое показывать большое, родилась пьеса большого общественного звучания. Этой пьесе Афиногенова суждена была долгая и счастливая сценическая жизнь. Она была сыграна более 3000 раз, по ней снят одноименный фильм.
Как искренний художник, как сын эпохи А.Афиногенов честно пытался разобраться во времени. Он дал в своих пьесах талантливый портрет времени, противоречивый, но достаточно правдивый.
На фото: книга из собрания Объединения литературных музеев.