Русский Петрарка. Новости от хранителей. К 205-летию со дня рождения А.А. Фета.

Исполнилось 205 лет со дня рождения русского поэта Афанасия Афанасиевича Фета, о котором П.И. Чайковский писал: «Считаю его поэтом абсолютно гениальным…В лучшие свои минуты он переходит из пределов, указанных поэзии, и смело делает шаг в нашу область. Поэтому Фет часто напоминает мне Бетховена».

Фет родился в 1820 году, он был незаконным сыном мценского помещика Шеншина и в 14 лет узнал, что лишён всех прав законных дворянских детей. Только в результате долгих мучительных усилий в 1873 году, когда ему было 53 года, добился права считаться дворянином. Фет болезненно переживал свое социальное ущемление, которое, как незаживающая рана, давало о себе знать до самой старости. По своим общественным взглядам он был консерватором: не верил в общественные преобразования, считал, что в этом мире невозможно равенство и что гармония может быть только в искусстве. Только природа и любовь занимали его. Но в этой области он создал ценности, которые будут жить вечно.

Фет, несмотря на внутренний преодолеваемый трагизм, а может быть, как ни парадоксально, благодаря ему, один из самых здоровых душевно, один из самых «солнечных» поэтов мира («Я пришёл к тебе с приветом…», «На заре ты её не буди…» и т.д.).
Фет оказал огромное влияние на последующее развитие русской поэзии. Он как бы мост от Державина и Батюшкова к Блоку. Блок писал: «Всё торжество гения, не вмещённое Тютчевым, вместил Фет». Называя его «великим учителем», Блок заметил, что описать Фета -«это значило бы- желать исчерпать неисчерпаемое». Блока роднит с Фетом поэтический максимализм.

Немыслим и Есенин без Фета, показавшего высоту лирического дерзания, образец «стихотворного захлёба». От Фета идёт и «рыдающей строфы сырая горечь» Пастернака. С Фетом соглашаются, но с Фетом и спорят поэты XX века. Тезис Фета: «Художнику дорога только одна сторона предметов: их красота»-вызывает спор, сомнения. Н. Заболоцкий спрашивает, как бы полемизируя с Фетом: «Что есть красота, и почему её обожествляют люди? Сосуд она, в котором пустота, или огонь, мерцающий в сосуде?» В. Ходасевич своим «Не верю в красоту земную» включается в этот спор. Ласточка из стихов Державина через стихи Фета залетела к Ходасевичу.

К тонкой поэзии Афанасия Фета, как ни к какой другой, приложимы слова Гоголя: «Поэзия мыслей более доступна каждому, нежели поэзия звуков или, лучше сказать, поэзия поэзии».

На фото: литография и книга из фондов Объединения

Показать все
Расскажите, как музей может стать лучше? Ждём ваших предложений
Яндекс.Метрика