18 марта исполнилось 150 лет со дня рождения философа, публициста Николая Бердяева.
В 1946 году, за два года до смерти, Н.А.Бердяев с горечью писал: «Я очень известен в Европе и Америке, даже в Азии и Австралии, переведён на много языков. Обо мне много писали. Есть только одна страна, в которой меня почти не знают, – это моя родина. Это один из показателей перерыва традиции русской культуры. После пережитой революции вернулись к русской литературе, и это факт огромной важности. Но к русской мысли ещё не вернулись».
Однако работы Бердяева в России читались уже давно, и ему повезло больше, чем другим, поскольку его манера писать почти не требовала от читателя специальной подготовки: большинство статей и книг Бердяева можно отнести к жанру философской публицистики.
Духовное формирование Н.Бердяева происходило, главным образом, под влиянием русских писателей, в первую очередь-Достоевского и Толстого, каждый-больше чем писатель, это мирового ранга мыслители, создатели мифо-образов.
Любовь к русской литературе Н.Бердяев сохранил до самой старости. Это определило и характер философствования Бердяева: то была принципиально не-академическая, не-университетская мысль; здесь не было стремления к последовательному доказательству определённого тезиса, к разработке систематического понятийного аппарата, к выстраиванию непротиворечивого учения. Этим работы Бердяева отличаются не только от трудов его предшественников – А.Козлова, В.Соловьёва, Л.Лопатина, кн.С.Трубецкого, но и от таких его современников, как Н.Лосский и С.Франк. У Бердяева находим, скорее, попытку самовыражения с помощью образно-художественных средств, желание передать внутренний личный опыт, настроение, непосредственное эмоциональное переживание. Этот тип философии в наше время получил название экзистенциальной. «Философия моя была, как теперь говорят, экзистенциальна, она выражала борения моего духа, она была близка к жизни», – писал Бердяев в книге «Самопознание», изданной в Париже в 1949 году.
Экзистенциальная философия по природе своей субъективна, и в этом ее родство с искусством, а не с наукой.
Основным предметом интереса Бердяева всегда оставался человек: как бы ни менялись политические симпатии и философские увлечения Бердяева на протяжении его жизни, какие бы влияния не претерпевал он в ходе своего развития, центральной темой его мысли был человек, его свобода, его судьба, смысл и цель его существования. В этом плане Бердяев – глубоко русский мыслитель, в этом его родство с русской литературой и русским искусством.
На фото:
1.Книга «Русская идея» – программная работа Бердяева, в которой философ исследует «русскость», таинственную субстанцию «русской души».
2.Статья Н.Бердяева в журнале «Вопросы литературы».