В одном из залов музея А.Н. Радищева вы можете увидеть шкаф туалетный дамский XVIII века – прекрасный образец будуарной обстановки.
В дословном переводе с французского «bouder» означает «сердиться». От глагола произошло и существительное «boudoir», то есть комната для дамского уединения. В английском варианте “lady’s sitting room” – дамская уборная.
Понятно, что вначале речь шла о месте, где женщину буквально не стоит беспокоить. В то время в будуаре в прямом смысле уединялись сердитые великосветские дамы.
Впоследствии будуар стал превращаться в стильный женский уголок, комнату отдыха, отдельную от спальни. К ней будуар стал пристраиваться гораздо позже, получив функции современного «женского кабинета». В XVIII веке уже в каждом богатом солидном доме обязательным было наличие будуара. Будуар всегда обставлялся удобной красивой мебелью. Такой интерьер даже получил название «будуарная обстановка».
В России туалетный стол появился в середине — второй половине XVIII века. В 1830-х годах появляется новый тип – усадебный туалетный стол, даже не стол, а комод, с 3–4 ящиками для хранения вещей и зеркалами.
Шкаф туалетный дамский в экспозиции музея А.Н. Радищева из красного дерева на шести ножках. Впереди четыре ножки квадратного сечения и сзади две круглого сечения. По краям выдвижные ящики для хранения корреспонденции, дамских предметов и любимых украшений.
Ярким узнаваемым архитектурным элементом туалетного столика является украшение на фронтоне, завершающем элементе верхнего яруса фасада – металлические золоченые накладки. Можно сказать, что все элементы накладки, с заложенным в них идейным значением, ярко демонстрируют принадлежность данного туалетного столика представительнице прекрасного пола.
Основной элемент украшения – маскарон и изображение сфинксов – заключено в вертикальную линейную плоскость в виде бордюра, пущенного по карнизу предмета. Самым богатым периодом в искусстве и архитектуре на маскароны стало барокко.
Использование маскарон задает определенный тон предмету, делает весь образ столика более эффектным, «живым». Интересно, что маскароном украшен только фасад изделия. Существует определенное правило в архитектуре при создании подобного декоративного элемента: маскарон должен строго смотреть на человека, который оказался перед ним.
Определенный романтический образ задают сфинксы – божественное существо с женской головой, крыльями и туловищем льва.
Образ сфинксов в архитектуре – один из самых древних, несет в себе олицетворение женственности наряду с силой, физической мощью, символ достоинства, мудрости, таинственности.
Нужно заметить, что все выбранные элементы для декора в накладке не случайны, свойственны для второй половины 18-нач. 19 вв., когда вновь возрастает интерес к духовному. Одним из таких дополняющих элементов в декоре, несущий в себе сакральный характер и олицетворяющий плодородие, является виноградная лоза, искусно «вытекаемая» по спирали из хвоста сфинкса, являющаяся продолжением, единым целым. А изображение двух змей, отходящих в стороны от розетки с маскароном и плавно ложащиеся на головы сфинксов, являются олицетворением разума.
Посередине в глубине шкафа пять зеркал. Зеркала служили не только украшением мебели. Так как в моде XVIII века делался акцент на необычные причёски и женские волосы были высоко подняты вверх, создавая причудливые формы, то в зеркале такого шкафа любая дама могла осмотреть свою величественную конструкцию со всех сторон.
Посетив музей А.Н. Радищева, вы сможете не только полюбоваться особенным шкафом XVIII века, но и поправить свою причёску, взглянув в его зеркала.