Фонды музея В.Г. Белинского пополнились новой книгой известного белинсковеда Ирины Рудольфовны Монаховой «Разные взгляды, а сердце одно». Белинский и Аксаковы: эпизоды полемики западников и славянофилов.
История взаимоотношений (дружбы и вражды, журнальных сражений, взаимопонимания и расхождения во взглядах) Виссариона Григорьевича Белинского и Константина Сергеевича Аксакова стала частью не только их биографий, но и затянувшейся на многие десятилетия полемики западников и славянофилов. Белинский и Аксаков фактически были у её истоков. Полемика эта не утихла до сих пор…
Западники, «наши», как их называл Герцен (он выступал одним из лидеров этой группы), считали, что у человечества существует единый путь развития, причем на этом пути Россия сильно отстала от стран Западной Европы. Славянофилы же, «не наши», настаивали на особом пути России, идеализировали допетровскую Русь и крестьянскую общину. И тех, и других не устраивало текущее положение дел в стране, но рецепты по его улучшению они предлагали совершенно различные.
«Партию» славянофилов возглавляли Константин Аксаков, братья Иван и Петр Киреевские и Алексей Хомяков. Споры с ним порой продолжались до утра. Самым сильным и страстным из спорщиков со стороны западников был Виссарион Белинский. Как писал Герцен, «в этом застенчивом человеке, в этом хилом теле обитала мощная гладиаторская натура».
Со временем разногласия славянофилов и западников необычайно обострились. Дело дошло до того, что представители двух «партий» перестали встречаться друг с другом. «Вы понимаете, что после всего, что было между вашими друзьями и моими, я не буду к вам ездить; жаль, жаль, но делать нечего», – сказал на прощание Герцену Аксаков. Позже Александр Иванович с теплотой вспоминал об этих «противниках, которые были нам ближе многих своих».
Своеобразие этой полемики в тот период, когда в ней участвовали Белинский и Константин Аксаков, образно и точно охарактеризовал А.И. Герцен: «Мы, как Янус или как двуглавый орел, смотрели в разные стороны, в то время как сердце билось одно».
Новый труд И. Монаховой будет интересен тем, кто интересуется историей русской литературы и общественной мысли.