«Просейте мировую литературу – останется Диккенс». Л. Толстой

Исполняется 212 лет со дня рождения Чарльза Диккенса (1812-1870). Несколько фактов, почему нужно обязательно читать Диккенса, почти забытого сегодня у нас.

Диккенс сделал для английской прозы то, что Шекспир — для драматургии. По его следам двигались позднее Честертон, Моэм, Стивенсон, Уайльд, Киплинг, Кристи — а это классика новой английской прозы. Позже знамя «подхватила» Джоан Роулинг, ибо «Гарри Поттер» и вся Поттериана – это тоже диккенсовская история. У нас, в России, учеником Диккенса стал Достоевский, щедро черпавший у английского автора и принципы, и сюжеты. А уж любили Диккенса практически все русские писатели и критики. Даже В.Г. Белинский!

В.Г. Белинский отмечал общественное звучание романов Диккенса, присущий им критицизм, он восторгался юмором английского писателя. Говоря об английских писателях, и в том числе о Диккенсе, В.Г. Белинский связывал их творчество с историей Англии, особенностями ее общественно-политической жизни, национальным своеобразием.

В статье «Оливер Твист. Роман г-на Диккенса» критик напишет так: «Оливер Твист»— одно из лучших произведений Диккенса и напоминает собою его прекрасный роман — «Николай Никльби». Достоинство его в верности действительности, иногда возмущающей душу, но всегда проникнутой энергией) и юмором; недостаток его— в развязке на манер чувствительных романов прошлого века, а иногда и в эффектах,— как, например, смерть Сайкса. В «Оливере Твисте» все характеры, особенно добрых чудаков и злых негодяев, выдержаны резко и оригинально; а характер Нанси, любовницы разбойника Сайкса, сделал бы честь и более художественному таланту».

Именно Диккенс – создатель рождественского антуража, каким мы привыкли его воспринимать в классическом образце: елка, игрушки, уют домашнего очага, метели и туманы за окном, чудеса, которые случаются именно в это время, легкая и не очень чертовщинка, сентиментальный финал «и жили они долго и счастливо».

Диккенс одним из первых начал обертывать нравственно-философские проблемы в детективные сюжеты. Кому интересно читать про то, что добро побеждает зло? Но вот если зло хитроумно пытается скрыть следы своих злодеяний, заметает под ковер пакости и неприглядные делишки, а добро активно эти следы распутывает, и все это так интригующе сплетено, с массой загадок, поворотов и прочего, то такую литературу читать намного, намного интереснее.

Показать все
Яндекс.Метрика