Первый фильм о В.Г. Белинском

Международный день кино — праздник кинематографистов — работников этого удивительного искусства — и его любителей по всему миру.

28 декабря 1895 года в Париже в «Гранд-кафе» на бульваре Капуцинок прошёл первый сеанс синематографа братьев Люмьер. Именно эта дата и стала днём празднования Международного дня кино.

В парижском кафе Люмьеры представили уже широкой публике первый в мире короткометражный фильм «Прибытие поезда на вокзал Ла Сьота». Это был первый фильм в истории кинематографа, который был показан публике за деньги. Кстати, его демонстрация вызвала настоящую панику у зрителей: они вскакивали с мест и убегали из зала, боясь, что приближающийся на экране поезд раздавит их…

Фильмография о Виссарионе Белинском начинается с этого фильма.
9 июня 1953 года на советские экраны вышел историко-биографический фильм Григория Козинцева «Белинский». Сценарий написали Юрий Герман и Елена Серебровская при участии Козинцева.

Это фильм о жизни и творчестве русского литературного критика, публициста, философа-материалиста и революционного демократа Виссариона Белинского.

В картине снимались Сергей Курилов, Александр Борисов, Владимир Честноков, Георгий Вицин, Николай Афанасьев, Юрий Толубеев, Игорь Литовкин, Нина Мамаева, Юрий Любимов, Владимир Белокуров, Константин Скоробогатов и др.

В работе “Поздний сталинизм: Эстетика политики. Том 2” автор Добренко Евгений Александрович пишет о фильме в главе “Сияние России: Биографический фильм о деятелях русского искусства”.

“Если фильмы о композиторах сложились в единый исторический нарратив о рождении и расцвете русской национальной музыки, то литературная серия только начинала создаваться. И неслучайно – с Белинского, который в советской историко-литературной мифологии был центральной объединяющей фигурой, по сути, «создавшей» классическую русскую литературу в ее «прогрессивной» интерпретации. Главными в «Белинском» были поэтому две темы: Белинский – кодификатор русского литературного канона и Белинский – русский националист. Обе они были неизбежным продуктом эпохи торжества национализма и борьбы с космополитизмом..
Но едва ли не главной жертвой этой визуализации канона стал центральный герой, поведение которого (не говоря уже о взглядах) совершенно не походило на того Белинского, каким он известен историкам литературы. «В различных эпизодах фильма Белинский изображался то как больной, несчастный, слабый и озлобленный человек, то как самодовольный филистер, декламирующий цитаты из своих сочинений». Подобно тому как в фильме Рошаля зрителям не показывали «больного» Мусоргского, в картине Козинцева не было видно больного Белинского, хотя к тому времени, о котором рассказывает фильм, он был уже настолько тяжело болен, что у него были частые кровотечения горлом и позже он был прикован к постели. Вместо этого перед зрителем представал «неистовый Виссарион» – неутомимый организатор русской литературы и резонер-националист.
Авторы приложили немало усилий к тому, чтобы превратить Белинского в агрессивного националиста. Поразительным образом, он нигде в картине не говорил о «натуральной школе», в формировании которой традиционно виделась главная его заслуга, но почти исключительно – о народности. Лишь однажды она понимается в плане демократическом, а не национальном. Во время разговора с Белинским Некрасов с горечью восклицает: «Ужели предметом поэзии может быть голод, холод, нищета? Она ужасна, эта действительность!» На что Белинский отвечает: «Ужасна. Но народ наш прекрасен». И если слушать народ, то «польются у вас настоящие стихи», после чего «Мечты и звуки» летят в огонь. Реализм рождается из народности… ”

Современный зритель оценит талант режиссёра, прекрасную игру актёров, музыку – ее написал Дмитрий Шостакович, она с самого начала фильма завораживает своей величественностью и красотой.
А сам Белинский показан в фильме, как человек, призывающий литераторов быть носителями прогрессивных идей, писать о народе, о его тяжелой доле и способствовать улучшению положения простого народа. Белинский показан человеком, верящим светлое будущее России.

Показать все
Яндекс.Метрика