120 лет назад в Пензе состоялись гастроли «Товарищества новой драмы» под руководством В.Э.Мейерхольда. Летом 1904 года созданный им театр гастролировал в Пензе, показав «Привидения» Г.Ибсена, «Юбилей» А.П.Чехова, «Последние маски» А.Шницлера, «Вечную любовь» Г.Фабера. Это был последний приезд Мейерхольда в родной город.
К 1902 году творческие разногласия между К.Станиславским и В.Мейерхольдом, бывшим ведущим артистом МХТ, достигли апогея. Мейерхольд собрал труппу из актеров-единомышленников (большей частью – бывших студийцев МХТ) и уехал с ними в Херсон. Так начались т.н. «провинциальные сезоны» Мейерхольда, период, который был чрезвычайно важен: в провинции Мейерхольд начал самостоятельную режиссерскую работу. Здесь в его практических экспериментах формировались принципы будущей системы Мейерхольда, т.н. «условного театра».
Духовная среда русской провинции в принципе не была чужда В.Мейерхольду, выходцу из Пензы, города, который в конце 19 века вполне укладывался в параметры «театрального» города, о чем свидетельствуют многочисленные гастроли знаменитых актеров: Иванова-Козельского, Андреева-Бурлака, Долматова, Киселевского, Ленского и других в конце 80-х и начале 90-х годов. Первое знакомство В.Мейерхольда с профессиональным театром состоялось в провинции. Кроме того, следует отметить, что провинциальное воспитание юного Мейерхольда обогатило его художественное сознание картинами российского быта. Яркие воспоминания связаны с традиционной русской ярмаркой и ее атрибутом – балаганом с выступлением циркачей, театром марионеток. И первые любительские театральные опыты самого В.Мейерхольда, притом успешные, проходят в провинции, когда он участвует в любительских спектаклях. Таким образом, с детства провинция воспринималась как особое пространство духовной жизни, связанное с традициями народной культуры, но и активно воспринимающее веяние столичной культурной жизни, пространство, открытое для свободной творческой самореализации и максимально приближенное к человеку. Именно в провинции появились первые ростки новых театральных приемов В.Мейерхольда. Во время ярких, наиболее эксцентричных сцен режиссер прибегал к всевозможным звуковым эффектам, вводил множество реплик «в сторону», грубых фарсовых коллизий, тем самым разрушая иллюзию правдоподобия и делая шаги в сторону условного театра. В.Мейерхольд смело уничтожил четвертую сцену, подведя актера к самому краю рампы и заставив обращаться непосредственно к публике.
Театр «Товарищество новой драмы» открылся в Херсоне 22 сентября 1902 года спектаклем «Три сестры» по пьесе Чехова (в то время театр носил название «Труппа русских драматических артистов под управлением А.С.Кошеверова и Вс.Э.Мейерхольда», Товариществом новой драмы он стал называться через год, после отъезда Кошеверова в Киев). В труппу вошли И.Певцов, А.Канин, Н.Костромской, Е.Мунт, А.Загаров, А.Нелидов, Н.Будкевич и др. Мейерхольд тоже много играл на сцене, за первые три сезона он сыграл около 100 ролей.
Первое время театр выпускал спектакли «по мизансценам МХТ», но с 1903 Мейерхольд начал поиски новой театральной стилистики через разработку системы символистского театра. Огромную роль здесь сыграл Алексей Ремизов, приглашенный режиссером в театр на должность заведующего репертуаром. Но его функции были гораздо шире, нежели подбор пьес, сам он определял свою должность как «театральный пастух» или «театральный настройщик с вывертом и наперекор». Ремизов стал по сути интеллектуальным центром театра. Во втором сезоне долю традиционного репертуара (пьесы Островского, Чехова, Немировича-Данченко) планировалось сократить за счет новой драматургии. К постановке были намечены пьесы Ибсена, Метерлинка, Гауптмана, Шницлера, Пшибышевского. Не все эти пьесы были переведены на русский язык, и Ремизов, с помощью своей жены, С.Ремизовой-Довгелло, переводил тексты.
Работа шла в жестком режиме, характерном для любого провинциального театра того времени, спектакли выпускались один за другим. Времени для скрупулезного репетиционного процесса не было. В 1902–1905 Мейерхольд поставил около 200 спектаклей, театр скоро стал одним из самых ярких в России. За его работой следила театральная общественность Москвы и Петербурга.
Когда рамки провинциального театра Мейерхольду становятся тесны, в 1906 он принимает приглашение В.Комиссаржевской возглавить ее театр в Петербурге.
Впоследствии весь приобретенный в провинции опыт будет реализован в новых постановках на столичных сценах.
На фото: труппа «Товарищества новой драмы» (Мейерхольд в центре 2 ряда); Народный театр в Пензе.