М. Каган, советский и российский философ и культуролог, специалист в области философии и истории культуры, теории ценности, истории и теории эстетики, доктор философских наук, профессор, так пишет об эстетических взглядах критика: «В. Г. Белинский не был ни искусствоведом, ни художественным критиком. Его знания в этой области были довольно скромными и далеко не систематическими. Изобразительное искусство находилось всегда на периферии его внимания, прикованного прежде всего и главным образом к литературе и наиболее близкому ей виду искусства — театру. Это объяснялось и его личными эстетическими склонностями, и всем ходом его образования и воспитания, и чисто профессиональными интересами, и, несомненно, тем, что в первой половине XIX века литература имела бесконечно большее общественное значение, чем все другие виды искусства».
В фондах Государственного музея-усадьбы В.Г. Белинского хранятся журналы первой четверти XIX века. Среди них – «Вестник Европы», издаваемый Владимиром Измайловым (часть LXXIII, Москва. В университетской типографии, 1814 г.) В разделе «Изящные искусства» помещена статья с подробным разбором одного из произведений живописи, произведшим фурор в Парижском салоне в 1806 году. Это картина Анны-Луи Жироде «Сцена во времена всемирного потопа» (в настоящее время находится в коллекции Лувра в Париже).
На полотне большого формата (4,41 х 3,41 метра) изображены пять членов одной семьи; они изо всех сил пытаются спастись от бушующих природных стихий. Мужчина, взгромоздившийся на камень, свисает с дерева, которое начинает ломаться; он пытается вытащить свою жену и двоих детей, все это время поддерживая на спине старика, который держит в руке кошелек. Небо прорезают молнии; во взбаламученной воде виден погибший человек.
Картина получила первую премию на всемирном конкурсе 1810 года в категории «Героическая история», обойдя «Сабинянок» Жака-Луи Давида; она снова выставлялась на салоне 1814 года. Она была приобретена французским государством в 1818 году для Люксембургского музея в Париже. После смерти Жироде в 1824 году она была передана в Лувр вместе с двумя другими работами художника: «Сон Эндимиона» и «Погребение Аталы».
Как же о картине говорили 200 лет назад? В журнале «Вестник Европы», издаваемый Владимиром Измайловым (Москва. В университетской типографии, 1814 г.) этому произведению искусства была посвящена страница с подробным критическим разбором картины.
«Изящные искусства. Описание некоторых отличных произведений живописи и скульптуры в 1808 году» (частично орфография и пунктуация XIX века сохранены).
«Потоп, картина живописца Жираде. – Разлившиеся воды покрывают землю; на вершине уединённой скалы, об которую разбиваются волны, стоит дерево, обломанное бурею, с одним сучком уцелевшим. Человек, в зрелом возрасте, на скате утёса несёт на плечах престарелого отца своего; и одной рукою хватаясь с великим усилием за сук дерева, единственную его опору, другою рукой держит свою молодую супругу, которая, закрыв очи, едва стоит на краю пропасти; на руках её лежит плачущий младенец; другой, старший, слабо передвигает ноги по скользким камням, уцепившись одной рукою за волосы, а другою за плечи матери. Бессчастным недолго выбраться на площадку горы, к последнему их убежищу; только минута, и они в безопасности… Тщетная надежда! Тот сук, который придерживает их на стремнине, тот сук, от которого жизнь их зависит, трещит и переламывается; отец, сын, супруга и младенцы повисли над пучиною. Скоро поглотит их бездна, как женщину, видную только до пояса и вдали несомую волнами. Небо и землю застилают чёрные тучи, и страшное явление освещено одним бледным сиянием молний.
Картины сего живописцы отличаются искусством рисовки. Фигуры отца и сына, обе в полутени стоящие, а особливо ноги и колена старца, совершенно изображены. Женщина представлена не так хорошо. В обмороке и без памяти она стоит на скате утеса; что совсем не естественно. Оба младенца прекрасны; младшие во вкусе Пуссеня, который изображал таких милых детей. Живопись хвалят, кроме того, что краски немного синеваты; но и то может быть оправдано разливом вод, которыми насыщался воздух…
Достоинство картины состоит в действии, может быть, сверхъестественном, но ужасном, в творении сильного воображения, и в мастерской отделке, преисполненное огня и жизни».