Новости от хранителей. Пензенский край глазами путешественника и статиста.

Одно из первых упоминаний о Чембаре (переименован в г. Белинский в 1948 г. к 100-летию со дня смерти В. Г. Белинского) относится к 1708 г. в связи с нападением на Пензенский край казаков-булавинцев и калмыков: они «Чембар разоряют и верхнеломовцев мучают и жгут огнем и в воду сажают».

На живописном месте недалеко от слияния рек Большого и Малого Чембара в XVIII веке стояло большое село. Крутые берега поросли лесом, в окрестностях было много болот, в них в изобилии водилась птица, особенно журавли. В селе жили крестьяне и немногочисленные мещане и купцы. В середине XVIII века село Чембар едва ли насчитывало 800 жителей.

15 (26) сентября 1780 г. указом Екатерины II было учреждено самостоятельное Пензенское наместничество в составе 13 уездов: Верхнеломовский, Городищенский, Инсарский, Керенский, Краснослободский, Мокшанский, Наровчатский, Нижнеломовский, Пензенский, Саранский, Троицкий, Чембарский и Шишкеевский.

Даже в 20 гг. XIX века Чембар, по выражению И.И.Лажечникова, был по своему внешнему облику «не лучше посредственного села».

О том, что это был за город в первые годы своего существования, свидетельствует рапорт чембарского городничего от 22 августа 1781 года: «… жительствуют в городе казенные ясачные крестьяне, которые продовольствие имеют хлебопашеством, а прочих никаких промыслов и продуктов не имеется. Судоходных рек, рыбных ловель, ко примечанию достойных озёр и в строении способных лесов не имеется».

О земледелии в Пензенской области и особенностях его писали и в журналах 19 века. В  «Журнале Министерства внутренних дел» за 1844 год, часть 7, Санкт-Петербург, в типографии Министерства внутренних дел (хранится в фондах Государственного музея-усадьбы В.Г. Белинского) в «Путевых заметках о юго-восточной России К. И. Арсеньева. Губернии Пензенская, Симбирская, Казанская, Вятская и Оренбургская» читаем описание всей Пензенской области.

«С самого выезда из Санкт-Петербурга от 30 мая до 8 июля, почти каждодневно мы сопровождаем были дождями, нередко проливными, которые портили дороги и затрудняли проезд. Это последнее должны мы были испытывать во многих местах в Пензенской губернии, особенно же в Казанской, по тракту от Сибирска на Казань.

Пензенская губерния, земледельческая по преимуществу, представляет картину общего повсеместного благоденствия в настоящем; но будущее озабочивает жителей, особенно тех, которые занимаются исключительно одним хлебопашеством. В общей пропорции, сравнивая население с пространством, приходит едва три десятины на душу; от того, несмотря на богатство природы, толпы народа за малоземельем ежегодно переселяются отсюда в другие губернии. В селениях не развито ещё других отраслей промышленности; только в некоторых имениях помещичьих, особенно в Городищенском уезде, учреждены значительные фабрики и заводы».

Справочно: Арсеньев Константин Иванович (1789–1865) – статистик, географ, педагог, историк и государственный деятель. Он был одним из учредителей Русского географического общества, долгое время возглавлял статистическое отделение МВД, был одним из наставников будущего императора Александра II.

«К. И. Арсеньев с конца минувшего мая (1844 г.) находится в командировке, доставляющей ему возможность объехать значительную часть России. Из официальных донесений, пересылаемых с разных пунктов совершаемого путешествия, мы поместили уже взгляд на село Иваново и записку о городе Шуе. Предлагаемые здесь заметки о Юго-Восточных губерниях Империи, составляющих так называемый Поволжский или Низовой Край, извлечены из донесений  полученных из Самары от 21 июля из Воронежа от 7 августа».

 

 

Показать все
Яндекс.Метрика