Сегодня наше пристальное внимание обратим, друзья, на очередной книжный памятник из коллекции Объединения. Это «Полное собрание всех доныне переведенных на российский язык и в печать изданных сочинений Вольтера», напечатанных в городе Козлове в 1791 году.
Обратите внимание на монограмму «И.Р.» на титульном листе. Она о многом рассказала нам, а мы познакомим Вас с интересной историей книги.
За монограммой скрывается Иван Герасимович Рахманинов (1753-1807) – русский издатель, просветитель, переводчик, вольтерьянец. Родился в селе Казинка Тамбовской губернии, получил неплохое домашнее образование, но вначале посвятил себя военному делу, служил в лейб-гвардии конном полку, отсюда понятно посвящение генералу-поручику лейб-гвардии конного полка Ивану Ивановичу Михельсону. Еще будучи на службе, воспользовавшись указом Екатерины II о вольных типографиях, создает свою частную типографию в Санкт-Петербурге. Начинает издавать журнал «Утренние часы» а затем и «Почту духов», основным автором которого был И.А.Крылов. В эти же годы Рахманинов издает в своем переводе шесть сборников отдельных работ Вольтера. Выход в свет книги А.Н.Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву», а также Французская революция спровоцировали цензурные гонения. В 1791 году Иван Герасимович перевозит свою типографию к себе в имение, село Казинка (Козловского уезда Тамбовской губернии), где продолжает работу. И вскоре он держал в руках первый том собрания сочинений Вольтера, на титульном листе которого было написано: «Собрано и издано И.Р.» До глубокой осени 1793 года он живет между Казинкой и Санкт-Петербургом, добивается отставки и разрешения на продажу первых отпечатанных томов. Все лето и осень 1793 года первые три тома вольтеровских сочинений шли нарасхват, пока не попали в руки императрицы. Все непроданные книги из лавки Глазунова в Санкт-Петербурге изъяты, типография опечатана, издатель был арестован. В 1796 году Екатерина II издает новый указ об ограничении книгопечатания, упразднении частных типографий. Вскоре императрица умирает, а взошедший на престол Павел, даже не взглянув на конфискованные книги, повелел все сжечь. Все это время Рахманинов находился под домашним арестом. Поддержать друга приезжал И.А.Крылов в 1796 году, а через год случился пожар, и типография сгорела. Рахманинов не имел больше возможности продолжать издательское дело и продал авторские права московским книготорговцам. Он продолжал выписывать новые книги, но больше ничего не писал и не переводил. В 1807 году И.Г.Рахманинов скончался.
Почти не осталось воспоминаний о нем, разве что небольшое упоминание у Степана Петровича Жихарева, приходившегося ему родственником: «В детстве моем я слыхал от родных, что дядя мой И.Г.Рахманинов, которого я зазнал (авт.) уже стариком и помещиком деревенским, занимался некогда литературой и был в связи с Крыловым. Он был очень начитан, сам много переводил и мог называться очень хорошим литератором».
Любопытный факт: Иван Герасимович Рахманинов и Сергей Васильевич Рахманинов, чей юбилей широко отмечали в 2023 году, являются родственниками (скорее всего композитор правнучатый племянник издателю).
Биография издателя наводит на мысль о возможной связи его с А.Н.Радищевым. То, что они оба жили в Санкт-Петербурге в 1770- 1790 гг., оба общались и работали с просветителем Николаем Ивановичем Новиковым, позволяет думать о том, что «вольтерьянец» Рахманинов и бывший студент Лейпцигского университета, знакомый с идеями европейского просвещения, возможно были знакомы. Надеемся, что однажды будет найдено подтверждение и этого факта.