27 июля исполняется 240 лет со дня рождения легендарного поэта-гусара Дениса Васильевича Давыдова.
С ранних лет свое истинное призвание он видел в военном деле, поэзия же была неразрывно связана со стихией войны. «…Мирная и покойная жизнь никогда мне ничего не внушает, мне надо потрясения моральные, и сильные потрясения, и я тогда только поэт», — писал Денис Давыдов своему двоюродному племяннику.
Сам же он писал о себе так: «Я врубил имя своё в 1812 год. Я считаю себя рождённым единственно для рокового 1812 года». Согласиться с этим утверждением целиком и полностью, без оговорок было бы несправедливо, ведь гусарские стихи и песни, написанные им, пользовались огромной популярностью. Многие пытались на бумаге запечатлеть историю войны с армией Наполеона. Получались подробные, точные, но сухие описания фактов – и только. Лишь Денис Давыдов сделал из войны поэму! Он создал новую поэзию – поэзию подвигов, побед и славы!
В «гусарской поэзии» Дениса Давыдова, по словам Виссариона Белинского, «…истинно русская душа — широкая, свежая, могучая, раскидистая», в ней «удалое разгулье, любовь к шумным пирам и веселой жизни» соединяются «с высокостию чувств, благородством в помыслах и жизни».
После 1812 года о Давыдове и его невероятной храбрости знал, без преувеличения, весь мир. Гравюра работы английского художника Дениса Дайтона с подписью «Денис Давыдов. Черный капитан» хранилась в рабочем кабинете Вальтера Скотта, с которым поэт вел переписку и которому показывал некоторые из своих стихотворений. Едва ли английский романист смог по достоинству оценить талант гусарского поэта, а вот в России почитателей его творчества было немало. Среди прочих — Пушкин, Языков, Жуковский. Давыдов был членом литературного общества «Арзамас», и, по мнению остальных резидентов кружка, его ухарским веселым текстам невозможно было подражать.
Менее известны прозаические тексты Дениса Давыдова, среди которых такие статьи, как «Встреча с великим Суворовым», «Встреча с фельдмаршалом графом Каменским», «Воспоминание о сражении при Прейсиш-Эйлау», «Тильзит в 1807 году», «Дневники партизанских действий» и «Записки о польской кампании 1831 года». По ценности сообщаемых данных эти военные воспоминания и до сих пор остаются важными источниками для истории войны той эпохи.
После окончания Отечественной войны карьера Давыдова складывалась не лучшим образом. Для правительства он навсегда остался вольнодумцем, а значит, человеком, которого нельзя задействовать в серьезных кампаниях. И хотя до 1831 года Денис Давыдов принимал участие в военных действиях, он считал себя человеком, обделенным по службе.
На фото портрет Д.В.Давыдова из изобразительной коллекции Объединения, подаренный московским художником-иллюстратором Ю.Ивановым