24 декабря исполняется 225 лет со дня рождения самого выдающегося польского поэта-романтика, мистика, публициста, политического деятеля Адама Мицкевича.
Произведения Адама Мицкевича можно читать как поэтическую летопись его времени. Перед нами предстанет величественный образ сына бурного века, человека, напряжённо искавшего истину, жаждавшего понять своё время, разочаровывавшегося и заблуждавшегося, в высоких чувствах – любви, дружбе, патриотизме – стремившегося обрести опору, чтобы противостоять гнетущей повседневности, неспособного замкнуться в малый мир личных интересов, жившего общим, переживавшим духовный и творческий подъем в моменты революционных бурь.
Расцвет лирического дарования Мицкевича приходится на период его творчества, хронологически совпадающего с годами пребывания в России, куда он был выслан в 1824 году после ареста и годичного следствия. Тяжесть ссылки, продлившейся четыре с половиной года, была в какой-то степени смягчена благожелательным приёмом, который оказало ему русское общество, и приобщение к литературной жизни России. Он вскоре познакомился с литераторами-декабристами К.Ф. Рылеевым и А.А. Бестужевым.
Эти дружеские связи способствовали вызреванию у Мицкевича идеи революционного союза народов России и Польши. Мицкевич пробыл в Петербурге около трех месяцев, а потом его послали в Одессу, где он должен был занять должность преподавателя в лицее Римелье. Свободных мест не оказалось. Пока продолжалась переписка относительно дальнейшего местопребывания Мицкевича, он посетил Крым, который произвел очень сильное впечатление на поэта и вдохновил его на создание прекрасного цикла «Крымских сонетов». Цикл поразил читателя великолепием пейзажных картин, проникнутых лиризмом, образом героя-«пилигрима», который скучает по покинутой родине, и новыми для польской поэзии восточными мотивами.
В конце 1825 года Мицкевич приехал в Москву. Огромное влияние на Мицкевича оказало восстание декабристов. Он тяжело переживал жестокую расправу Николая II с героическими революционерами. Один из биографов поэта писал: «нельзя угадать, взялся бы Мицкевич за оружие, если бы оказался в Петербурге во время восстания 14 декабря 1825 года. Но несомненно, что он бы разделил их судьбу…». Сначала Мицкевич жил в Москве уединенно, общаясь только со своими венскими друзьями-филоматами. Весной 1826 года Мицкевич познакомился с московским литератором Николаем Полєвым, который ввел его в литературный круг Москвы. Мицкевич сблизился с выдающимися представителями русской литературы – Баратынским, Вяземским, Соболевским и другими.
В октябре 1826 года состоялось знакомство Мицкевича с Пушкиным, которое потом переросло в искреннюю дружбу. 12 октября 1826 года он присутствовал при чтении Пушкиным «Бориса Годунова». С тех пор и вплоть до своего отъезда Мицкевич находился в центре культурной жизни России. Живя в Москве, временами наезжал в Петербург, бывал на литературных вечерах, встречах, где он, обладая непревзойденным талантом импровизатора, часто выступал. Сохранилось много воспоминаний об этих импровизациях поэта (их отзвук мы находим в известном пушкинском стихотворении «Он между нами жил…»).
В Петербурге Мицкевич познакомился с Жуковским, Грибоедовым, Крыловым, Дельвигом, немало времени проводил в беседах с Пушкиным. Мицкевич планировал издавать в России польский журнал «Ирида», который бы способствовал расширению белорусско-российских культурных связей. Однако ему, как лицу под «подозрением», это издание было запрещено.
Вершиной творчества Мицкевича этого периода стала поэма «Конрад Валленрод», вышедшая в свет в 1828 году. Вступление к ней перевёл Пушкин. Это патриотическая поэма, сюжет которой взят из истории XIV века.
Поэзия Мицкевича имела огромное значение для белорусского и польского национально-освободительного движения, для развития демократической мысли, она обогатила литературный язык, стихосложение, поэтические жанры.
На фото: гравюра 19 века с портретом А. Мицкевича из изобразительной коллекции; книги из собрания Объединения государственных литературно-мемориальных музеев Пензенской области