6 декабря исполняется 210 лет со дня рождения выдающегося деятеля русской культуры, поэта Николая Платоновича Огарёва. Он начал сознательную жизнь в эпоху мрачной реакции, последовавшей за подавлением восстания декабристов. Глубокая вера в неиссякаемые силы русского народа, непоколебимое убеждение в счастливом будущем свободной России, пламенная любовь к родине, к своему народу определили его жизненный путь.
Сверстником Огарёва был великий русский поэт-патриот и гражданин – Михаил Лермонтов. Герцен и Огарёв – каждый по-своему – говорили, что вдохновенная поэзия Лермонтова, исполненная глубокой мысли и страстной воли к борьбе, была выражением собственных дум того поколения, к которому они оба принадлежали.
Огарёв всегда с большим вниманием и любовью следил за поэтической деятельностью Лермонтова. Вместе с Виссарионом Белинским Огарёв видел в Лермонтове прямого наследника Пушкина, он видел в нём славное будущее русской литературы.
В день рождения Н.П. Огарёва предметом нашего пристального внимания будет редкий нотный сборник «Три романса» из книжного собрания нашего музея (см.фото). Редкий он потому, что издан в 1943 году в дни борьбы с озверелым фашизмом, посягающим на нашу священную родину, на «святая святых» русской культуры.
Романсы Н.П. Огарёва на стихи М.Ю. Лермонтова: «Есть речи», «Тучи», «Дитя моё» (Песня золотой рыбки), опубликованные в сборнике, отражают совсем неизученную страницу в творческой биографии поэта, многостороннего русского человека, чуткого художника и патриота в самом высоком значении этого слова.
Слова Белинского о «внутренней музыкальности» стихов Огарёва вполне отвечали исканиям самого поэта. Огарёв постоянно «слышит» эту «внутреннюю музыку» поэтического слова.
В поэзии Лермонтова Огарёв также явственно «слышит» мелодию стиха. Эта мелодическая природа стихотворений Лермонтова может быть, по мнению Огарёва, передана средствами музыки: «…они так изящно выражены, что их можно не только читать, их можно петь – да ещё на совсем своеобразный лад. Из них каждое, смотря по объёму, – или песня, или симфония».
Среди вокальных пьес Огарёва, лермонтовские романсы представляются художественно наиболее значимыми. Впервые эти романсы Н.П. Огарёва на слова Лермонтова написаны, как и большинство его музыкальных произведений, в период 1848-1857гг. Более точных оснований для их датировки не имеется, так как Огарёв своих рукописей не датировал, а в его письмах соответствующих указаний нет.
Попытка издания как этих романсов, так и других музыкальных сочинений Огарёва была предпринята ещё Н.А. Огарёвой-Тучковой в конце 70-х годов XIX века, но, по ее словам, «друзья Т.П. Пассек не нашли особенного музыкального достоинства в его произведениях», и потому попытка осталась неосуществлённой.
Рукописи данных романсов Огарёва находятся в Государственном литературном музее и в Российской государственной библиотеке (до 1992г. – Государственной публичной библиотеке СССР имени В.И. Ленина) в Москве. Эти романсы представляют собой вполне законченные произведения, имеющие ряд разночтений и прочтений.
В данное издание помещена сводная редакция рукописей обоих архивохранилищ, в подстрочных сносках приведены наиболее ценные и интересные варианты, имеющие самостоятельное значение. В рукописях романсов Огарёв подписывал только первую строфу стихотворения, иногда с разночтениями против известных текстов. В настоящем издании стихотворные тексты помещены полностью по «Полному собранию сочинений» М.Ю. Лермонтова под редакцией Б.М. Эйхенбаума [издание «Академия» 1935-1936г].
Несомненно, в творческой биографии Огарёва его музыкальные сочинения – лишь одна из многих и, конечно, не первостепенных страниц. Но каждая черта значительна и дорога нам в облике этого многогранного художника, которому было так свойственно «мира нового заветное исканье».