9 сентября исполняется 195 лет со дня рождения великого русского писателя Льва Николаевича Толстого.
Знаток человеческой души и непревзойденный мастер слова Л.Н. Толстой являлся также замечательным учителем и воспитателем детей, великим педагогом. Он занимался педагогикой, считая своим гражданским долгом вносить посильный вклад в просвещение народа. Педагогическая деятельность (с перерывами) заняла у писателя почти 60 лет.
Насколько глубок и серьезен был интерес Л.Н. Толстого к школе, видно из того, что он изучал, а это педагогические сочинения Я.А. Каменского, Ж.Ж. Руссо, К.Д. Ушинского, книги по истории педагогики, работы современников – методистов, составителей учебников, вел оживленную переписку с некоторыми из них.
Педагогическая деятельность Льва Николаевича Толстого началась с 1849 года, когда он обучал грамоте крестьянских детей Ясной Поляны. Более активно он занялся педагогикой с 1859 года и продолжал свою работу с небольшими перерывами до конца своих дней. После возвращения с Крымской войны Лев Николаевич открыл в Ясной Поляне школу и содействовал организации в ближайших селениях еще нескольких крестьянских школ. Наблюдая за поведением ребенка, подростка, юноши и опираясь на школьный опыт, Толстой приходит к выводу, что обучение – непростое дело. Для достижения лучших результатов он обращается к специальной литературе, вступает в контакты с деятелями просвещения, интересуется опытом разных стран.
Начиная с 1857 года, Толстой посещает страны Европы – изучает воспитательные учреждения Германии, Италии, Франции, Бельгии и Англии. Но и здесь ни теория, ни практика воспитания и обучения детей не удовлетворили великого чадолюбца. Вот выдержка из его дневника: «Был в школе. Ужасно. Молитвы за короля, побои, все наизусть, испуганные, изуродованные дети». Эта поездка окончательно утвердила желание иметь свою школу. Яснополянская школа, открытая в 1859 году, была реорганизована с осени 1861 года. В основу ее работы легло мнение Л.Н. Толстого о свободном и плодотворном творчестве детей при помощи преподавателей.
По возвращении из-за границы Лев Николаевич превращает свою Яснополянскую школу в своего рода педагогическую лабораторию по выработке новой системы воспитания и обучения. Одновременно в качестве мирового посредника Крапивинского уезда Тульской губернии учреждает ряд новых школ для крестьянских детей.
Для освещения своего опыта и опыта работавших под его руководством учителей Толстой издает педагогический журнал «Ясная Поляна». Вместо муштры, палочной дисциплины и зубрежки— внимательное человечное отношение к детям, дружная и свободная жизнь ребенка в школьном коллективе, сознательное изучение элементов науки. Детей не принуждали учиться, а они приходили в школу с рассветом и уходили из нее поздно вечером. Детей не наказывали, не били, а они добровольно подчинялись требованиям учителя, признавали его авторитет и вели себя примерно.
Чем можно объяснить глубокий интерес величайшего из писателей к вопросам воспитания детей народа? На этот вопрос отвечает сам Лев Николаевич. Он пишет: «Когда я вхожу в школу и вижу эту толпу оборванных, грязных, худых детей с их светлыми глазами и так часто ангельскими выражениями, на меня находит тревога, ужас, вроде того, который испытывал бы при виде тонущих людей. Ах, батюшки! Как бы вытащить! И тонет тут самое дорогое, именно то духовное, которое так очевидно бросается в глаза в детях. Я хочу образования для народа только для того, чтобы спасти тех, тонущих там Пушкиных, Остроградских, Филаретов, Ломоносовых. А они кишат в каждой школе».
Учение есть серьезный и часто тяжелый труд. Толстой доказал, что это — увлекательный труд, если только учитель найдет должный предмет, будет учить тому, что надо для жизни и применит соответствующие детской природе и детским интересам методы.
Умейте открыть душу ребенка, дайте пищу его уму, дайте направление его неиссякаемой энергии, и он будет прилежен, старателен, трудолюбив. При интересном преподавании и правильной организации ученик без страха и без палки усвоит в тысячу раз больше, чем при принудительном преподавании.