Есть такое выражение – «обыкновенная биография в необыкновенное время». Русскому художнику Филиппу Малявину судьба приготовила «сюрприз» – жить в преддверии, во время и сразу после глобальных перемен, потрясших необъятную Россию и изменивших не только государственный строй, но и мировоззрение многомиллионного народа страны.
Филипп Андреевич Малявин – график, представитель русского модерна родился в Самарской губернии в многодетной крестьянской семье.
Из воспоминаний художника: «Церковь меня всегда к себе привлекала и тянула, и я всегда смотрел на ее купола, луковицы и необыкновенно был рад, когда слышал звон, в особенности в большие праздники… мне казалось, за этим звоном далеко-далеко есть что-то другое, хорошее и чудесное…».
В погоне за этим «хорошим и чудесным» в 16 лет Филипп Малявин оставил родной дом и отправился в далекий Афон для того чтобы постичь тайны иконописи.
Освоив азы живописи в афонском монастыре, переехал в Петербург и поступил в Академию художеств под личное наставничество Ильи Репина. Писал главным образом портреты в манере, сочетающей черты импрессионизма, экспрессионизма и модерна. В 1900 году его картина «Смех» (1899) была удостоена золотой медали на Всемирной выставке в Париже. С 1903 года Малявин – член Союза русских художников. В 1906 году был избран академиком живописи и отправился на три года в заграничную поездку.
После Октябрьской революции жил и преподавал в Рязани. В 1922 году выехал в Европу для организации собственной выставки и вывез все свои работы, после чего заявил о своем разрыве с Советской Россией. В эмиграции Малявин много работал как портретист. Его работам 1920-х — 1930-х, как и более ранним произведениям 1890-х — 1910-х, присущи необычайная насыщенность и декоративность цвета; за годы почти не претерпела изменений палитра Малявина, благодаря которой его произведения легко узнаваемы. Вместе с тем художник неоднократно подвергался критике за то, что в своем позднем творчестве, по сути, повторял самого себя, тиражируя «русские» мотивы для европейских зрителей и коллекционеров.
В 1924 году в Париже в галерее Шарпантье с огромным успехом прошла его выставка. А.И.Куприн написал большой очерк «Ф.А.Малявин» к персональной выставке художника (Русская газета.1924.18,19,20 ноября). Из очерка видно хорошее знание писателем обстоятельств жизни Ф.Малявина. Без сомнения, художник привлёк внимание Куприна необыкновенной биографией и яркостью дарования.
Очерк «Ф.А.Малявин» – это рассказ об истоках и первых художественных опытах, о жажде учебы и следовании своей мечте, о монастырских буднях и долге послушания, о пути к успеху и заслуженных победах, о пристрастиях и кумирах в искусстве. Свежие, колоритные строки, изобилующие ранее не известными подробностями и фактами творческой стези Филиппа Малявина, перемежаются с высказываниями от первого лица, которые запечатлела дружеская рука знаменитого писателя: «На последнем конкурсном испытании в 1899 году Малявин взял, да и выставил свой красный “Смех”. С чем сравню появление этой великолепной картины, от которой, кстати, мы и ведем двадцатипятилетие художественной работы Малявина? Разве только — слабо говоря — с бомбой, разорвавшейся в циркульном зале чинной Академии на Васильевском Острове. По тогдашним временам это был скандал неслыханный и настолько длительный, что живые его отголоски я застал в Петербурге, приехав туда в 1900 году. <…> Даже дерзновенный Дягилев, благоразумно оберегая свой щекотливый тыл, отказался взять “Смех” на передвижную выставку “Мира искусства”. Но публика победила. <…> Приходили люди толпами и стояли перед картиной часами, очарованные и ядреным ярым бабьим смехом и радостными, смеющимися красками. А уходя, уносили на лицах малявинскую улыбку, а в сердцах сделанную в один день славу. <…> Есть русская веселая поговорка: “Дурак красному рад”. В годы первоначального успеха Малявинских баб назревала первая, малая революция. Так вот: молодые неучащиеся люди и все курсята потянулись на поклон к Малявину. “Ваша картина пророчество! Этот красный смех! Товарищ, позвольте пожать вашу честную, правую, гениальную руку”. Но какой к черту Филипп Малявин революционер! Он милостью Божьею беззаботный и добрый анархист».
К 1924 году относятся три графических портрета работы Филиппа Малявина, хранившихся в семье Куприных: самого Александра Ивановича, его же с женой Елизаветой Морицевной, дочери Ксении. Невозможно установить, были ли эти портреты написаны до создания очерка или он стал поводом для их появления. В полной мере к ним можно отнести слова Куприна: « Поглядите на его даже теперешние карандашные рисунки: какая изумительная чистота, какая прелестная индивидуальная красота линии. Это не даётся без огромной работы». На рисунке Малявина шестнадцатилетняя красавица-дочь писателя изображена в любимой шляпке. Об этой шляпке и последовавших событиях написано в книге К.А.Куприной «Куприн-мой отец» (глава «Репин-Куприн»). Она же привезла в Россию малявинские портреты Куприных и подарила их музею на родине отца в Наровчате, где они ныне экспонируются.
На сегодняшний день работы Филиппа Малявина представлены в Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, ГМИИ им. А.С. Пушкина, Музее Российской академии художеств, а также некоторых российских региональных музеях и в музейных коллекциях США и Европы. Многие произведения Малявина находятся в частных коллекциях за границей и в России.
И, к счастью, три портрета Ф.А.Малявина являются украшением Купринской коллекции Объединения.