100 лет назад 5 декабря 1924 года в поселке Палех Ивановской области была основана «Артель древней живописи». Именно этот день принято считать днем рождения палехского искусства.
Палех или палехская миниатюра – один из традиционных русских художественных промыслов, вид лаковой живописи.
Для стиля палехской живописи характерны тонкий и плавный рисунок на преимущественно черном фоне, обилие золотой штриховки, четкость силуэта уплощенных фигур, подчас полностью покрывающих поверхность крышки и боковых стенок шкатулок. Декоративность пейзажа и архитектуры, вытянутые изящные пропорции фигур, колорит, построенный на сочетании красного, желтого и зеленого цветов, восходят к традициям древнерусской иконописи. Композиция обычно обрамляется изысканным орнаментом, выполненным твореным золотом. Издавна в Палехе писали темперой. Делали краску дедовским способом — на яичном желтке. Добиваясь «глубины, светоносности и стойкости». Разводили столовым уксусом или квасом. Кисти палехских художников — ручной работы. Магазинные, даже беличьи — слишком непослушные. Так что и современные мастера, даже покупая готовые краски, кисти все же собирают вручную — волосок к волоску. Для работы с листовым золотом мастера используют специальную кисть — лампемзель, изготовленную из кончика беличьего хвоста
Палехские художники успешно работали в области театрально-декорационного искусства, книжной графике, монументальной живописи, росписи изделий из фарфора, а также реставрации монументальной живописи.
После Октябрьской революции художникам пришлось оставить на долгое время библейские образы в поисках других тем. Революция иконопись не жаловала. Тогда появился современный палехский стиль и шкатулки из папье-маше по подобию Федоскинских. Расписывали коробочки и ларчики бывшие иконописцы сюжетами из народных сказок, жанровыми сценками, картинками деревенского быта и пейзажами.
В 1924 году по инициативе группы талантливых иконописцев при поддержке искусствоведа и профессора Анатолия Бакушинского была образована «Артель древней живописи». Почетным членом объединения стал Максим Горький, который поддерживал художников. Мастера расписывали ларцы, шкатулки, чайницы, табакерки и пудреницы. Сначала заготовки закупали в Федоскино, но вскоре наладили свое производство.
Первые же работы палехских иконописцев в новом жанре лаковой миниатюры, выполненные по заказу кустарного музея, получили диплом первой степени на выставке Академии художественных наук. В 1924 году палехские шкатулки произвели фурор на Венецианском художественном вернисаже. Итальянцы даже попросили прислать мастеров для организации школы. Художники покидать Россию отказались. А уже через год после образования артели на Всемирной выставке в Париже палехская роспись получила золотую медаль.
В книжной коллекции Объединения хранится удивительная книга, посвященная Юрию Гагарину и его «космическому» подвигу- альбом «Сын России». Текст к иллюстрациям написан А.Лихановым, иллюстрации созданы художниками палеха Борисом и Калерией Кукулиевыми и Олегом Аном. Эта книга – раздумье о подвиге Юрия Алексеевича Гагарина, о Родине -Советской стране, взрастившей героя, о вековой мечте человека- покорении космоса. Иллюстрации создали художники из Палеха. Человек продолжает начатое до него. Тем он и силен, что, лишь продолжая, лишь вбирая из матери-земли токи жизни, он способен совершить великое. Эта повесть про великого человека. Про великого человека, рожденного великими силами.
Юрий Гагарин представлен здесь космическим богатырем, практически былинным персонажем. И как знать, возможно, через пару-другую столетий это так и будет восприниматься!
Творчество палехских художников удивительным образом сочетает в себе тему космоса и полёта Юрия Гагарина с народной традицией.
Вероятно, это не случайно. Ведь, народная традиция с её праздниками, обрядами, поверьями сама по себе космична.
Для русских людей космос – это все, что их окружает. Прошлое, будущее, природа, душа человека – всё есть космос. А образ Гагарина – это олицетворение всех лучших человеческих качеств.