Коллекционирование детьми в СССР каких-либо предметов носило массовый характер. Кому-то нравилось собирать этикетки от спичечных коробков, другие коллекционировали открытки с киноартистами, третьи были помешаны на собирании марок. И так далее. Но была одна область, которая не оставила равнодушными никого, пусть даже не в плане коллекционирования, а просто для развлечения – это всевозможные объемные изображения. Кстати, на эффектность этих картинок велись не только дети, но и взрослые – многие помнят женские кошельки, за прозрачную обложку которых вставлялись сделанные в Японии цветные картинки с подмигивающими красотками. Детские варианты таких «переливашек», как их называли, может были не такими эффектными, но не менее завораживающими.
Выпускались значки, календарики, открытки в технике вариоизображения, то есть картинка изменялась в зависимости от угла зрения: смотришь прямо – и красотка глядит тебе в глаза, а чуть наклонишь кошелек – уже подмигивает.
Интересно, что технология создания первых объемных изображений была запатентована в нашей стране ещё в 1911 году. В 50-е она получила развитие благодаря изобретателю С.П.Иванову, который в 1951 году выпустил толковую книгу о цветной стереофотографии.
В 60-е годы пробный выпуск был начат на новосибирском заводе сувенирной продукции. Значки оказались настолько востребованными, что идея вариоизображения была подхвачена и другими советскими сувенирными предприятиями, которые и расширили ассортимент подобной продукции.
Как и в любом другом виде коллекционирования, среди любителей «переливашек» иногда встречались и собиратели определённых серий – например, календариков с мультипликационными сюжетами (таких, как у нас в коллекции! См. фото), значков на космическую тему и т.д. Но гораздо чаще, собирались любые объекты с вариоизображением, которые только удавалось купить, ведь красивые и эффектные картинки – это уже большая ценность сама по себе!