Издание календарей тесно связано с историей нашего государства. В Древней Руси прообразами современных календарей являлись: святцы, мартирологи, синаксарии, четьи-минеи. Подобные книги содержали «жизнеописания святых», молитвы, поучения по месяцам и на каждый день. Кстати, слово минея образовано от греческого «мен», что означает месяц.
Многие книги петровской эпохи печатались по приказу царя. Ему принадлежит честь издания первой русской газеты, он ввёл гражданский шрифт, отбирал для перевода книги по разным отраслям знаний. Календари в данном случае не явились исключением. Пётр I не только следил за их выпусками, но и сам правил статьи, вносил дополнения.
Большую лепту в дело выпуска календарей внёс сподвижник Петра I, генерал-фельцехмейстер, автор ряда научных трудов Яков Брюс. Под его руководством в московской типографии в 1709 году напечатан «Календарь повсеместный, или Месяцеслов христианский», впоследствии известный под названием «Брюсов календарь».
Первое издание «Брюсова календаря» было отгравировано на медных пластинах в 1709 году и отпечатано на шести листах большого формата в гражданской Московской типографии и считается исключительной антикварной ценностью.
Более шести лет «Брюсов календарь» выходил отдельными листами. Сведения для него собирал Василий Киприянов, известный в свое время книгоиздатель и популяризатор научных знаний. Ввиду того, что календарь пользовался большим спросом у населения, его выпуски неоднократно переиздавались отдельной книгой.
В календаре помещалось много познавательных сведений: о времени восхода и захода солнца и луны (это сохранилось до сего времени в отрывных календарях), о солнечных и лунных затмениях, о движении планет, географические таблицы.
Календарь имел раздел, куда заносились различные предсказания, так называемый «прогностик» – урожаев, войн, погоды, болезней.
Читатели пользовались календарём в такие важные моменты, когда нужно было «кровь пущать, мыслити почать, брак иметь, отроки во училище отдавать, дома созиждати или баталию творити, шествовать морем, чины и достоинства воспринимать, долг платити, зверей и рыбу ловить».
Мало того, здесь же советовали, когда «мыться в бане, браду брить, власы стричь, платье кроить». Все расчёты проделаны более чем на сто лет. Каждый владелец этой книги пользовался ею долгое время, практически до полного зачитывания. Видимо, поэтому до наших дней дошли лишь единицы экземпляров в хорошем состоянии…
В 1747 году, через двенадцать лет после смерти Брюса, был издан новый календарь, на основе первого, под названием «Книга, именуемая Брюсовский календарь». Он был разделён на две части — справочную и предсказательную.
Предсказательная часть — «астрономический, экономический и политический Брюсов двухсотлетний календарь» — менялась от издания к изданию, прожитые периоды опускались, а прогноз продолжался в будущее. Прогнозы включали данные о погоде, предсказания для родившихся в год правящей циклом планеты, «общие» и «частные» предсказания, касающиеся войн, перемен царствований, состояния экономики.
Составители «Брюсова календаря» со временем вносили в него заметные изменения. В середине XIX века он назывался уже так: «Любопытный, загадчивый, угадчивый и предсказывающий новейший астрономический Брюсов календарь, сочинённый на 200 лет и расположенный от 1800 года».
Небезынтересно его новое содержание: «Повседневные перемены погоды во всех городах. Предсказания для тех, кто под которою из планет родился, с наставлением узнавать оное…Узнавать по погоде: урожай и не урожай хлеба и растений. Узнавать свойство человека, когда и под которым из числа 12 знаков небесных родился, и в каком роде жизни будет иметь счастье. Каким образом Брюс узнавал: когда будет ведро и ненастье, по солнцу, луне, звёздам, небу, облакам, радуге и по некоторым из животных».
Многие предсказания Брюса сегодня вызывают лёгкую усмешку. С улыбкой читаем мы и такие определения: «Весна – приятная с ветром и дождями», «Лето – жаркое с громом, с великими молниями», «Осень – сырая и противная». В тоже время составители порой использовали настоящие народные приметы, чем помогали землепашцам: «Горох, овёс сеять на влажной земле»; «Зимою полезно закупить овёс и пшеницу».
Слава «Брюсова календаря» далеко пережила своих составителей. Еще в начале 20 века в редакцию сытинских календарей обильно поступала почта, содержащая массу просьб и вопросов, связанных с ним. Спрос на «Брюса» был очень большой. Один просил редакцию «выслать общие предсказания Брюсова календаря лет за 20 вперёд, за каждый год в отдельности», так как помещённые в нем сведения «в течение последних 7 лет точно предсказывали будущее, что для сельского хозяина является необходимым». Другой – «ввиду того, что эти предсказания, случайно быть может, но довольно верно предсказали погоду» в той местности, где он жил, – просил «не отказать в сообщении, где можно достать подлинный календарь Брюса». Кроме этого, почта приносила жалобы и возмущения на «неправильное Брюсово предсказание». Не на это ли несоответствие календарей указывал А.С. Грибоедов?
На фото: Брюсов календарь из книжного собрания Объединения, портрет Якова Брюса