Семейный альбом появился в середине XІХ века, когда был введён в обращение мокрокомодиодный процессе, значительно упростивший и удешевивший фотосъемку, и фотографии стали печататься тысячами. Историки назвали это «портретоманией»: каждому хотелось обзавестись своим портретом и заполучить портреты других людей. Фотография стала неотъемлемой частью семейных ритуалов.
Сотрудники Пензенского литературного музея собрались на методическом занятии, чтобы рассмотреть семейные альбомы Яковлевых – известного архитектора, прибывшего в Пензу для реализации проекта Народного Дома, и его семьи.
Главный хранитель фондов Объединения Ирина Корженко рассказала коллегам, что бесценный подарок, долгое время хранившиеся семье, преподнесла в 2007 году Литературному музею Галина Машкова, выпускница института имени Гнесиных, преподаватель отделения пензенского музыкального училища, готовящего преподавателей музыкальных школ и концертмейстеров. Составителем альбомов является Николай Александрович Орлов, «квасной патриот Пензы», как он сам себя называл, умнейший и образованный человек, последний муж Л.Н.Яковлевой-Бартмер, матери двух красавиц-дочерей. Одна из них – Татьяна Яковлева, парижская муза поэта, адресат лирических стихотворений Владимира Маяковского, вторая – Людмила (Лиля) Яковлева, избранная «Мисс Европы» и «заместительницей мисс России» в Париже в 1931-1932 гг. Альбомы содержат фотографии Татьяны и Лили пензенского периода, некоторые из которых сделаны известными пензенскими мастерами: Борисом Вальдманом, Аполлоном Шерстнёвым, Е.Хошевым.
Дарительница Галина Машкова поведала, что Н.А. Орлов последние годы жил в их семье, работал над мемуарами, приводил в порядок свой архив.
Листая альбом, рассматривая черно-белые фотографии и любуясь красивыми, благородными лицами, пейзажами, разглядывая вырезки из журналов и газет, слушая воспоминания Татьяны Яковлевой, музейщики совершили небольшое путешествие в Пензу начала XX века, соприкоснулись с историей семьи Яковлевых.