«Каменная сказка А.И. Куприна»

В музее В.Г. Белинского ко дню рождения А.И. Куприна и дню красоты подготовлена выставка «Каменная сказка А.И. Куприна», на которой представлены украшения из частной коллекции, затрагивающие тему камней в жизни и творчестве А.И. Куприна.

Во все времена люди любовались совершенными формами кристаллов, яркой окраской, блеском и игрой самоцветов. Гёте, Омар Хайям, Пушкин, Бунин, Лесков и многие другие поэты и писатели воспевали драгоценные камни в своих произведениях. Но они не только любовались красотой камня, но и верили в его чудодейственную силу.

Не избежал этой тяги к природным произведениям искусства и А. И. Куприн. Очевидно, драгоценные камни имели в его жизни немалое значение. К. И. Чуковский считал, что Куприн «отлично разбирался в самоцветах и драгоценных камнях». Писатель мог заключить и выиграть пари по поводу определения вида драгоценного камня. Он хорошо знал их свойства, о чем свидетельствует выдержка из одного из парижских писем: «Знаете ли вы, что гранильщики драгоценных камней держат перед собой изумруд? Когда глаза их устают, то им дают отдыхать на изумруде». Поэтому неслучайно мы встречаем мотивы и образы драгоценных камней в повести «Гранатовый браслет», рассказе «Бриллианты», «Олеся» и, конечно, в «Суламифи».

В качестве примера можно привести рассказ А.И. Куприна «Олеся». В нем повествуется о девушке, наделенной сверхъестественными способностями, за которые односельчане и заставили ее покинуть родные края, сочтя ведьмой, опасной для них. В финале рассказа влюбленный в Олесю рассказчик входит в ее уже опустевшую избу и находит там лишь нитку дешевых коралловых бус.
«Со стесненным, переполненным слезами сердцем я хотел уже выйти из хаты, как вдруг мое внимание привлек яркий предмет, очевидно, нарочно повешенный на угол оконной рамы. Это была нитка дешевых бус, известных в Полесье под названием кораллы», – единственная вещь, которая осталась мне на память об Олесе и ее нежной, великодушной любви».

Кораллы ценили не только за невысокую стоимость и привлекательную окраску. В простонародной среде многие врачеватели и ведуны знали о целительной силе коралла, способной защитить человека от злых чар. И тот, кто вторгался в неведомое, обладая редкими способностями к необычному, мог излечивать людей от недугов, обязательно должен был носить кораллы. Поэтому снятые Олесей кораллы являются скорее не даром для любимого, а стремлением оградить его от опасностей. Вполне возможно понимание оставленных кораллов как выражение покорности року, от которого героине нет более спасения. Но забыть того, с кем столько было связано и перечувствовано, не дано ни героине, ни рассказчику. Так удалось Куприну обыграть в сюжете небольшого произведения магию необычного самоцвета.

Видимо, Куприн знал о том, что красные бусы приносят несчастье их хозяйкам. Олеся не была счастлива. Но она желала счастья своему любимому и оставила ему на память оберег, который является не только символом глубоких чувств, но и хранителем любимого.

Конечно же, у нас нет возможности показать те драгоценные камни, о которых писал А.И. Куприн в «Суламифи» и «Гранатовом браслете». Но эта тема не могла не оставить нас равнодушными, поэтому было решено показать красоту других камней, может быть, не таких ценных, но не менее замечательных. Рассказать об их истории и значении в жизни людей.

Приглашаем на выставку, будем всем рады!

Показать все
Яндекс.Метрика