26 ноября исполняется 130 лет со дня рождения Ива́на Дми́триевича Папа́нина — советского исследователя Арктики, дважды Героя Советского Союза (1937, 1940), доктора географических наук (1938), контр-адмирала (1943), руководителя первой в мире советской дрейфующей станции «Северный полюс-I» (1937—1938), работа на которой положила начало планомерному изучению высокоширотных районов полярного бассейна в интересах навигации, метеорологии и гидрологии. Сегодня мы вспомним знаменитого полярника вместе с Константином Бадигиным, не менее легендарным капитаном.
Головной линейный ледокол “И. Сталин” осенью 1938 года предпринимал попытку вывести дрейфующий ледокольный пароход “Георгий Седов” под командованием Бадигина из льдов. В необычайно позднее для полярного плавания время ледокол “Сталин” достиг 83-й параллели, но последние мили оказались непроходимыми для нового флагмана.
В конце 1939 года было принято решение снова направить “Сталина” навстречу дрейфующему “Георгию Седову”. 15 декабря в десять часов утра “Иосиф Сталин” вышел из Мурманска. Экспедицию возглавлял Герой Советского Союза И. Д. Папанин. 13 января 1940 года в 12 часов 07 флагман арктического флота “Иосиф Сталин” подошел к борту ледокольного парохода “Георгий Седов”, закончив дрейф продолжавшийся 812 суток.
Вот как об этом вспоминал сам Иван Дмитриевич в своих мемуарах:
«…Пятнадцать человек, составлявших экипаж «Седова», при свете фонарей «летучая мышь» не могли, конечно, построить надежный аэродром для приема тяжелых машин. Эту мысль я и высказал предсовнаркома. — Согласен, — ответил он. — Правительство обсудило этот вопрос и решило послать на выручку седовцев не самолеты, а мощный ледокол. Эта операция поручена Главсевморнути, а возглавите экспедицию вы. Вам окажут необходимую помощь все советские и партийные органы. Не медлите.
Я подумал о седовцах. Конечно, они вымотались за два с лишним года ледового дрейфа. Знали, что их должны сменить, и, конечно же нервничали, ожидая смены. Как теперь сказать им, что придется подождать еще? Как подбодрить?
Я долго ломал голову над решением этой проблемы. Предложить людям, которые уже знали, что им готовится замена, снова ждать было совсем нелегко. И все же я пошел на это.
В тот же день я послал седовцам телеграмму. Вот ее текст. «Седов», Бадигину, Трофимову.
Вчера вернулся в Москву, приступил работе. Большим вниманием вместе всей страной гордостью повседневно слежу вашим историческим дрейфом. Вы, советские люди, дадите мировой науке не меньше, чем дал Нансен во время дрейфа на Фраме, — в этом великое историческое значение вашего дрейфа. Горжусь, что работа нашей четверки закрепляется и расширяется прекрасной работой седовцев, которые прославят свою родину новой замечательной победой. Из таких больших дел складывается непобедимая слава СССР. Чувствую, что седовцы готовы выполнить любое задание партии, правительства. Как полярник, как ваш друг хочу поставить перед вами задачу: довести исторический дрейф силами вашего коллектива до конца с непоколебимостью и твердостью подлинных большевиков. Убежден, что, закончив свой дрейф, вы достойно войдете в нашу семью героев. Дорогие браточки, помните, что за вашей работой, за вашим дрейфом следит весь советский народ. Несмотря на готовность самолетов для полета к вам, думаю, что коллектив славного ледокола Седов заявит Советскому правительству, всему советскому народу о своем желании довести исторический дрейф до конца. Жду вашего ответа, крепко всех обнимаю.
Ваш Папанин».
Уставшим от борьбы с холодом и тьмой полярникам были приятны добрые слова, да и они понимали риск, на который шли летчики. Во всяком случае, в тот же день в Москву пришел от седовцев ответ:
«Экипаж ледокольного парохода «Георгий Седов», дрейфующий во льдах Северного Ледовитого океана, вместе со всем великим народом нашей родины готовится к встрече исторического XVIII съезда любимой партии. Мы решили, что нашим лучшим подарком знаменательному съезду будет наша работа без смены на ледокольном пароходе «Георгий Седов» до выхода его из льдов Арктики. Несмотря на то, что партия и правительство готовят нам летную экспедицию и тем самым есть возможность замены нас новым составом полярников, мы, учитывая большой научный и практический смысл продолжения дрейфа старыми участниками, единодушно готовы остаться на ледокольном пароходе до конца дрейфа. Заверяем Центральный Комитет партии, правительство и весь великий народ нашей родины, что мы с честью выполним это взятое нами обязательство и, закончив дрейф, сделаем ценный вклад в советскую науку, покажем образцы мужества, выдержки и отваги советских патриотов.
По поручению экипажа «Георгия Седова», капитан Бадигин, парторг Трофимов».
…Когда два корабля разделяли 25 миль, я сообщил Бадигину:
Константин Сергеевич! Сегодня вы, вероятно, слышали по радио последние известия, в которых о вас рассказывают всему Советскому Союзу. Я очень рад, что вы все здоровы, а ледокол к вам подойдет наверняка. Жду сообщения о видимости луча нашего прожектора.
Шестого января при очередном разговоре по радио Бадигин сообщил, что в течение нескольких часов они видят лучи прожекторов нашего ледокола. (Об этом событии говорится в письме, хранящемся в документальном фонде Объединения.)
Встреча произошла 12 января 1940 года в 12 часов 7 минут. Тьма стояла — хоть глаз выколи.
На полубаке ледокола заиграл духовой оркестр. Взлетела ракета. За ней другая, третья. Густой гудок резанул воздух. И тут же отозвался другой — седовский.
Светили юпитеры, стрекотали кинокамеры. Люди махали шапками, выкрикивали что-то радостное и сумбурное.
Капитан Бадигин крикнул со своего мостика:
— Иван Дмитриевич! Здравствуйте…
— Здравствуй, браток! Держи швартовы и на ледокол! Идите к нам! Все идите…
— Все? Не можем все… У нас котлы под парами.
— Пусть идут на ледокол все, кто может! Такую встречу устроим…».
На фото: письмо сестры Лили К.С.Бадигину; марка с изображением встречи И.Д.Папанина и К.С.Бадигина