В 1810 году в Россию из Европы пришел новый стиль с интересным названием «бидермейер». Бидермейер как интерьерное направление в России просуществовало достаточно недолго, расцвет пришелся на 1820-30-е годы. На смену торжественности, величественности с богатым декором приходят простота и уют. Мебель становится более «провинциальной». Сам термин «бидермейер» стал именем нарицательным, происходит от словосочетания, которое в переводе с немецкого языка трактуется как «простодушный», «простой», «скромный» человек по фамилии (вымышленной) Мейер.
В XIX веке получает распространение новый тип жилищного устройства. Анфилада комнат включала в себя спальню, зал для приема гостей, а гостиная часто объединяла в себе функции столовой, либо рабочего кабинета. Провинциальная квартира или провинциальный «дворец» не отличались большим пространством. Появляется мода на «чистый дом», где все должно быть удобно, комфортно, практично и занимает мало места. Характерное для стиля «бидермейер» стремление к комфорту и практичности привело к появлению нового типа мебели. В быт входят диваны и кресла с высоким мягким сидением, изогнутыми подлокотниками. Для создания атмосферы уюта и камерности широко используется драпировка для оформления окон и дверных проемов. Цветовая палитра мебельной обивки отличается светлыми пастельными тонами. Широко используется цветочно-растительный орнамент, либо полоска в обивочной ткани. Стены должны были непременно гармонировать с цветовой палитрой мебели и сочетаться по декоративному орнаменту. Именно в эти годы, в 1810-1830-е, появляется такой тип мебели, как низкие шкафчики, небольшие столы, комоды-трансформеры и даже миниатюрные шкафы для коллекционирования.
К данному типу мебели относится шкаф-витрина с застекленным фасадом, представленный в основной экспозиции Литературного музея. Являясь ярким образцом ампирного стиля завершающего периода классицизма, шкаф исполнен в сдержанном стиле, с прямыми линиями корпуса и слегка срезанными обтекаемыми углами, строгим профилированным карнизом, точеными четырехгранными ножками, сужающимися в нижней части. Вместе с тем, он выглядит весьма парадно. Корпус облицован шпоном красного дерева со средней степенью выраженной заболони. Структура расположенных чередующихся прямых полос образует струйный рисунок с мелкими вкраплениями светлых штрихов. Шкаф, предназначенный для хранения коллекционных предметов, вполне может использоваться и как самостоятельный подиум – подставка для мелких декоративных предметов. Шкафы с функцией пьедестала (выполненные по предложенным проектам К. Росси) пользовались популярностью у всех слоев населения вплоть до конца XIX века. Преимуществом такого шкафчика являются его «скромные» размеры. В высоту он едва превышает 1 м, может вписаться в интерьер любого помещения.
Шкафы, предназначенные для хранения коллекционных предметов, появились еще в XVI веке в Италии. Размещались такие шкафы в специальных отдельных «комнатах для занятий», или в кабинетах (в современной трактовке). По сути, подобные шкафы являются прообразом шкатулки. Первые коллекционные шкафы ставились на столы и специальные подиумы-подстолья. «Кабинеты», как их называли, первоначально имели глухие дверцы. С XVIII века появляются первые шкафы с застекленным фасадом на высоких ножках. В это время произошло разделение шкафов-кабинетов на те, которые предназначались для парадных залов с демонстрацией коллекционных предметов, и для личного пользования в маленьких рабочих кабинетах.
Шкаф-витрина в экспозиции музея декорирован латунным обрамлением. Наряду с простотой, лаконичностью, главным украшением здесь является сочетание древесины с ромбовидным декором в виде металлической тяги (профилированный выступающий пояс, гурт, расчленяющий поверхность на концентрическую ромбовидную фигуру или окружность), врезанной в реечный желобок на застекленной фасадной части шкафа, мягко оттеняющей полированную поверхность дерева. Шкаф выполнен в стиле «жакоб», получившем популярность в России в период позднего классицизма. Название стиля связано с именем известного французского мебельщика второй половины XVIII – начала XIX вв. Жоржа Жакоба, предложившего ввести в декор мебели резной куб, как элемент орнамента. Атрибуция экспозиционного шкафа затрудняется отсутствием клейма, логотипа изготовителя. Известно, что в России распространение мебели в стиле жакоб связано с именем Х. Мейер, владевшего мастерской в Санкт-Петербурге. Считается, что именно Мейер предложил декорирование мебели из красного дерева узкими прямыми латунными вертикальными и горизонтальными тягами, расчленяющими поверхность мебельного объекта на геометрические орнаментальные фигуры. В дальнейшем тенденции были подхвачены и развиты мебельщиком Генрихом Даниэлем Гамбсом. Изделия Гамбса получили официальное наименование «мебели в стиле жакоб».
Мебель в стиле жакоб к концу XIX века претерпевает определенную трансформацию. К традиционному ромбовидному орнаменту добавляются сложные резные элементы, вставки-розетки, металлический декор в виде пилястр с массивными базами и капителями; появляются новые техники в декорировании. Мебель – «жакоб» в традиционном понятии (с простыми формами корпуса из красного дерева и сдержанным декором в виде латунных перекрещенных тяг) выпускалась немногим более 30 лет. Многие образцы «осели» в частных коллекциях, либо были утрачены в военное время XX века. Мебель в стиле жакоб сегодня является редкостью и уникальным памятником эпохи в декоративно-прикладном искусстве.
ОГЛММ КП-1789/98 ОД-662 Шкаф-витрина, Россия, 1820-30- е гг.; шпон красного дерева, металл, полировка, штамповка, резьба. Выс.-102 см, шир.-64 см, глуб.-32 см.