«Гоголь – поэт жизни действительной» – В.Г. Белинский о повестях писателя

190 лет назад вышли в свет повести Н.В. Гоголя «Арабески».

В декабре 1834 года Н.В. Гоголь в письме к журналисту и писателю М.П. Погодину писал: «… ты спрашиваешь, что я печатаю. Печатаю я всякую всячину. Все сочинения и отрывки, и мысли, которые иногда меня занимали. Между ними есть и исторические, известные уже и неизвестные. Я прошу только тебя глядеть на них поснисходительнее. В них много есть молодого. Речь идет о сборнике «Арабески», объединившем в своем составе повести, отрывки, исторические и географические статьи».

Вот такое многообразие жанров Гоголь поместил под общим названием «Арабески», что означает особый тип орнамента, где есть все: и геометрические фигуры, и стилизованные цветы, и фигурки животных. Николай Васильевич заботился о грамотности изложения мыслей в своих статьях. В письме А.С. Пушкину он писал: «Посылаю вам 2 экземпляра «Арабесков». Вы читайте мой экземпляр и сделайте милость, возьмите карандаш в ваши ручки и никак не останавливайте негодование при виде ошибок, но тот же час их всех налицо. Мне это очень нужно. Пошли вам Бог достаточного терпения при чтении». Почти через год Гоголь жалуется Пушкину: «Мои ни «Арабески», ни «Миргород» не идут совершенно. Черт их знает, что это значит».

В.Г. Белинский в статье «О русской повести и о повестях г. Гоголя», выпущенной в 1835 году постарался донести до читателя красоту, значение и смысл повестей Гоголя «Арабески» и «Миргород»: «Отличительный характер повестей г. Гоголя составляют – простота вымысла, народность, совершенная истина жизни, оригинальность и комическое одушевление, всегда побеждаемое глубоким чувством грусти и уныния… В них меньше лирического разгула, но больше глубины и верности в изображении жизни… Сверх того, он здесь расширил свою сцену действия и, не оставляя своей любимой, своей прекрасной, своей ненаглядной Малороссии, пошел искать поэзию в нравах  среднего сословия России».

Белинский стал, наверное, самым чутким и наиболее глубоко понимающим читателем и критиком художественных произведений Гоголя. Именно критик первым увидел великого художника в авторе своеобразных повестей, отличающихся малороссийским колоритом. Он увидел в Гоголе не только комика, но и трагика. Не просто остроумного описателя быта и нравов, а настоящего «поэта жизни действительной». Многие его суждения о своеобразии и сокровенном смысле гоголевских произведений и сегодня удивляют своей глубиной.

Но самой, может быть, уникальной чертой работ Белинского, в которых идет речь о Гоголе, была способность их оказать реальное влияние на дальнейшую творческую судьбу писателя, а значит, и в целом на развитие русской литературы. Без его поддержки, по замечанию И.А. Гончарова, «и Гоголь не был бы в глазах большинства той колоссальной фигурой, в какую он, освещенный критикой Белинского, сразу стал перед публикой».

Многое из того, что В.Г. Белинский писал о Н.В. Гоголе, по глубине суждений осталось непревзойденным до сих пор и стало классической основой для гоголеведческих исследований последующих эпох.

 

 

Показать все
Яндекс.Метрика