«Среди идейных предшественников Белинского назывался А.Н. Радищев. Литературовед М.Я.Поляков разрабатывал прозвучавшую еще в дореволюционных исследованиях идею о том, что замысел пьесы «Дмитрий Калинин» восходит к главе «Городня» «Путешествия из Петербурга в Москву». По мнению Полякова, первоначальный вариант драмы Белинского (известный лишь по сообщению А.Н. Пыпиным воспоминаний Чистякова) отличался «поразительной близостью к рассказу Радищева о крепостном интеллигенте». Но после обсуждения в обществе «11 нумера» пьеса была переработана Белинским, «причем в нее вводится ряд ходовых для романтической драмы «неистовых страстей» мотивов. Это привело… к двум стилевым струям, одна из которых связана с Радищевым и русской реалистической комедией XVIII – начала XIX столетия; вторая же восходит к романтической драме».
В сюжетах пьесы Белинского и небольшого эпизода произведения Радищева нет ничего общего, кроме принадлежности их героев к крепостной интеллигенции. «Путешествие из Петербурга в Москву» после первого издания в 1790г., имевшегося в немногих личных библиотеках (в частности, у Пушкина), было опубликовано Герценом в Лондоне в 1858 г., а в России вышло в свет в 1905 г. … В письмах Белинского имя Радищева не встречается. Авторы комментариев к Собранию сочинений Герцена полагали, что до 1858 г. он не был знаком с текстом «Путешествия…» и даже не упомянул его в работе 1851 г. «О развитии революционных идей в России», что косвенно говорит о незнании этой книги в западническом кружке 1840-х гг.
Правда, В.С. Нечаева выявила возможную точку пересечения Белинского с потомством Радищева. В пензенской гимназии будущий критик учился с Н. Карижиным – воспитанником сына писателя Н.А. Радищева. И хотя сама Нечаева замечала, что «нет никаких оснований говорить об особой дружбе или даже вообще о сближении Белинского с Карижиным…», в ее повествовании просвечивает уверенность в том, что факт совместного обучения двух мальчиков свидетельствует о знакомстве Виссариона Белинского с запрещенным произведением Радищева.
В рецензиях же на исследования Полякова и Нечаевой их гипотезы обращались в неоспоримую истину. Лишь историк и филолог Н.И. Мордовченко усомнился в верности сближения «Дмитрия Калинина» с главой книги Радищева: «Для того, чтобы возмущаться крепостным правом и защищать идеи равенства и братства людей, вовсе не обязательно было читать «Путешествие из Петербурга в Москву». Однако в другой работе тот же автор утверждал, что литературные взгляды Белинского восходили к традициям Радищева…».
Е.Ю. Тихонова, старший научный сотрудник Института российской истории РАН. Автор книг: «Человек без маски. Личность В.Г. Белинского в его переписке» (2002); «Человек без маски. В.Г. Белинский: Грани творчества» (2006).