13 января в России отмечается День российской печати – профессиональный праздник работников периодической печати, журналистов.
Журналистская деятельность Белинского пришлась на время действия строгих правил цензуры. Журналисты были практически лишены права обсуждения любых вопросов, связанных с политикой. Единственной сферой действия для журналистов становились вопросы литературы, искусства, науки. Именно в этих областях и сосредоточилась деятельность Белинского.
Самое первое печатное произведение Белинского – стихотворение «Русская быль», появилось в маленьком журнальчике «Листок» (1831, №40—41). Но вскоре Белинский понял, что стихотворение несовершенно: «Я увидел, что не рожден быть стихотворцем, и… оставил писать стихи…»
Начало творческой деятельности В. Г. Белинского связано с журналом «Телескоп» и газетой «Молва», редактором которых был Н. И. Надеждин, профессор Московского университета. Когда В. Г. Белинского исключили из университета, Надеждин привлек его к постоянной работе в своих изданиях. Именно в «Молве» в десяти номерах, вышедших в сентябре – декабре 1834 года, была напечатана первая большая работа Белинского «Литературные мечтания. Элегия в прозе».
Интенсивность работы Белинского была потрясающей, он весь отдавался ей. За короткий период его работы в «Молве» и «Телескопе» он подготовил около 200 публикаций, не считая учебника для гимназий «Основания русской грамматики для первоначального обучения». Работа в этих изданиях была прервана из-за того, что они были запрещены цензурой за напечатание «Философского письма» П. Я. Чаадаева. Белинский на время остался без работы. Начиная с 1838 г. он печатается в журнале «Московский наблюдатель» и в газете «Литературные прибавления к „Русскому инвалиду”» А. А. Краевского.
В 1839 году критик становится одним из ведущих сотрудников журнала «Отечественные записки», возглавив в нем отдел критики и библиографии. За короткие сроки Белинскому удалось поднять журнал на небывалую высоту, сделать его самым читаемым. «Статьи Белинского судорожно ожидались молодежью в Москве и Петербурге с 25 числа каждого месяца. Пять раз хаживали студенты в кофейные спрашивать, получены ли «отечественные записки»; тяжелый номер рвали из рук в руки. «Есть ли Белинского статья?» – «Есть», – и она поглощалась с лихорадочным сочувствием, со смехом, со спорами… и трех-четырех верований, уважений как не бывало».
Белинский любил этот журнал, в нем прошла его основная литературно-критическая деятельность, здесь было опубликовано более 600 статей, заметок, рецензий. «Умру на журнале и в гроб велю положить под голову книжку «Отечественных записок»…»
В. Г. Белинский был не только великим литературным критиком, он также заложил основы театральной критики, которой занимался в течение всей своей журналистской деятельности.
В 1835 г. в газете «Молва» была опубликована известная статья Белинского «И мое мнение об игре г. Каратыгина». Разбирая игру известного петербургского актера, критик выступил против искусственного пафоса и риторики за правду жизни и демократизм искусства.
Белинский редко употреблял само слово «журналистика» и, как правило, рассматривал его как синоним таких понятий, как «литература», «критика», что объясняется тем, что и сама профессия в этот период находилась на этапе своего становления.