Белинский в народном творчестве

О критике Виссарионе Белинском сохранилось много народных преданий и легенд. Часть их была опубликована в литературно-художественном альманахе «Земля родная» в 1947 году, незадолго до 100-летия со дня смерти литератора. Одна из легенд посвящена не только критику Виссариону Белинскому, но и художнику Антону Горбунову – крепостному семьи Владыкиных, родственников Белынских.

Талант в цепях

Раньше село наше славилось плотниками, бондарями и печниками. Особо много было плотников. Человек по двадцать таких мастеровых барин каждый год отпускал на заработки в отдалённые села, а самых лучших держал при себе и называл их “домашними”, на оброк таких не отпускал. Таким вот домашним плотником при барском дворе был и мой дедушка, Феоклист Евтюшкин. Почитай, половину своей жизни он прожил при крепостном праве и умер, когда ему было 95 лет.
В молодости не раз я слыхал от дедушки историю, как Виссарион Григорьевич Белинский выручил крепостного художника Кирилла Горбунов. Родился Горбунов в нашем селе Владыкино. Отец его, Антон Горбунов, был мастером на все руки: и маляр, и плотник, и бондарь, и печник, и кузнец. Барин держал его больше при дворе, иногда отпускал и на оброк. Одно время Антон Горбунов со всей семьей жил в Пензе и занимался больше малярным делом. Маленький Кирюша помогал отцу красить дома и заборы. Потом семья Горбуновых опять вернулась в родное село и работали у Владыкиных. Маленький Кирюша уже тогда дивил всех своим талантом, углём на доске нарисовал портреты, делал игрушки, раскрашивал их и дарил своим товарищам. Дедушка рассказывал, что одну из таких игрушек – карусель с заводной пружиной – получил от Кирюши в подарок.
Помещица Щетинина, чтобы похвалиться своими крепостными, показала Кирюшу Горбунова Белинскому:
– Смотрите, как хорошо рисует наш крепостной мальчик, – сказала она про рисунки Горбунова. – В скором времени он отца своего перещеголяет в малярном деле.
– Из него может выйти большой художник, – возразил Белинский. – У мальчика талант, но вся беда в том, что этот талант в цепях. Его надо отпустить на волю. Талант волю любит.
Виссарион Григорьевич обласкал молодого художника, обещал похлопотать за него в Петербурге, а потом помог Кирюше переехать в Петербург и получить вольную от Владыкина.

Кирилл Антонович получил образование и стал большим живописцем. Нарисовал он портреты Белинского и помещиков Владыкиных, – они долго висели в господских хоромах у Щетининой. Художник Горбунов не раз приезжал в родное село. В беседах с мужиками рассказывал про Белинского и всегда называл его избавителем от барской неволи.

П.Савельев /записал/ от Марфы Дмитриевны Евтюшкиной, 70 лет, село Владыкино Каменского района

Литературно-художественный альманах «Родная земля». Пензенской областное издательство, 1948 год, книга третья.

Справка: Горбунов писал портреты Белинского несколько раз. Известны следующие портреты критика, им исполненные: акварель 1838г.; рисунок 1843г.; автолитография с этого же рисунка 1843г.; портрет маслом, изображающий Белинского на смертном одре 1848г.; автолитография 1843г., дорисованная на другой день после смерти Белинского 1848г.; портрет маслом 1871г.К 1838 году относится портрет Белинского, написанный Горбуновым. Это одна из наиболее ранних работ Кирилла Антоновича и само появление ее служит доказательством близкого знакомства между художником и критиком.

Первый портрет Белинского (1838г.) – это акварель (погрудная ¾ вправо, размером 20х24 см.) не подписанная и не датированная. Автор и дата определяются на основании пометки на оборотной стороне рисунка, сделанной рукой В.П. Боткина, которому принадлежала акварель.

После смерти В.П. Боткина в 1869 году портрет находился у М.П. Боткина. В 1877 году М.П. Боткин передал портрет в Публичную библиотеку (Петербург), где он хранится.

Портрет 1838 года исполнен в мягких тонах. Белинский изображен на нем еще совсем молодым, почти юношей, с неправильными, но приятными чертами лица, высоким лбом, задумчивыми голубыми глазами, и на всем облике критика лежит печать большого внутреннего изящества.

С Горбуновского портрета К.П. Брюлловым была снята копия для А.Н. Пыпина – первого биографа Белинского. В музее В.Г. Белинского хранятся два портрета Белинского работы Горбунова 1838 года.

Показать все
Яндекс.Метрика