«К числу детских книг, которыя смело можете дать вашим детям надобно причислить и новыя повести Г-жи Зонтаг. В них, правда, новаго не много, но оне хорошо приноровлены к детским понятиям, и писаны чистым Русским языком, а это не безделка». В.Г. Белинский.
Произведения А.П. Зонтаг, созданные во второй трети XIX века, и по сей день остаются малоизученными. Литературное наследие её – книги для детей, письма, мемуары – выдержано в христианском миропонимании. Сейчас, когда исследователей стали интересовать духовные основы национальной культуры, к творчеству Анны Петровны Зонтаг вновь полезно обратиться.
Анна Петровна Зонтаг выросла в селе Мишенском, расположенном в трех верстах от г. Белева Тульской губернии. Во второй половине XVIII в. село Мишенское было родовым имением Буниных и принадлежало Афанасию Ивановичу Бунину. Анна Павловна так описывает его: «В Мишенском был огромный дом с флигелями, оранжереи, теплицы, сажалки, пруды: и хотя строение было деревянное, но при тогдашнем неразделенном имении содержалось в порядке». У А.И. Бунина и его жены, Марии Григорьевны, было 11 детей, но из них остались в живых только четыре дочери – две старшие и две младшие. Первая из младших дочерей, Варвара Афанасьевна Юшкова, и стала матерью Анны. Анна Петровна родилась 6 июля 1786 г. задолго до срока. Она была слабой и хилой, родители ежеминутно ожидали ее смерти. Но девочка оправилась. Заботу о ней взяла на себя бабушка, Мария Григорьевна Бунина. Родители не сильно интересовались дочерью: вслед за старшей, Анной, Бог послал им еще трех дочерей. Она же так и осталась навсегда бабушкиной дочкой.
Анна Петровна воспитывалась вместе с Василием Жуковским, которого Мария Григорьевна воспитывала как своего сына, хотя он был сыном ее мужа и пленной турчанки, Сальхи. Жуковский был старше своей племянницы на 3 года. Дети были очень дружны между собой. Когда девочке пошел восьмой год, бабушка сочла необходимым отвезти ее в Тулу к ее родителям, чтобы она не выросла совершенно чуждой своему семейству и могла бы пользоваться уроками гувернантки, которая воспитывала ее сестер.
Наследие писательницы за 40-летний период литературной деятельности весьма обширно (около 20 томов). Современники Анны Петровны – В.А. Жуковский, П.А. Плетнев, В.И. Даль, М.Н. Погодин, С.П. Шевырев, П.А. Вяземский – ценили её как писательницу для детей и биографа первых лет жизни Жуковского, но отдельных работ не посвящали ни ей, ни её творчеству.
И.В. Киреевский в письме-статье «О русских писательницах» (1833), адресованном Зонтаг, выделяет Анну Петровну, «которой труды – добро, которая в сочинениях ищет не блеска, но пользы». В журналах XIX века, в библиографиях Л. Брандта, Ф.Г. Толля, в «Сочинениях» П.А. Плетнева, в «Отчете» И. Кочетова опубликованы небольшие рецензии на издания Зонтаг, но нет ни одной достойной литературно-критической статьи.
В.Г. Белинский оставил два кратких отзыва о книгах («Собрание повестей» (1835), «Новые повести» (1844)) писательницы.
В.Г. Белинский о принципах детской литературы:
– Учет возрастных особенностей детей – особенностей мышления и эстетического восприятия ребенка-читателя, уровня понимания.
– Детские книги обязаны быть произведениями искусства, а не просто иллюстрировать правила морали и нравственные принципы.
– Детям «нужны образы, краски, звуки; историйки, повести, сказки, рассказы, но не сухие, а состоящие из картин, полных жизни, динамики, «проникнутые одушевления, согретые сердечной теплотой».
– Главными героями детских книг должны быть реальные люди с естественными характерами, люди положительные, с характером благородным, активные, бескорыстные и решительные, целеустремленные и находчивые, смелые и отважные.
– Язык детской книги должен отличаться «особенной легкостью, чистотой и правильностью, быть цветущим в самой простоте»; «книга должна быть написана просто, умело, хорошим языком, события изложены ясно, расставлены в перспективе, переданы с живостью и увлекательностью».
– Целью детских книжек должно быть не столько занятие детей каким-нибудь делом, не столько ограждение от дурных привычек, сколько развитие данных им от природы элементов человеческого духа – развитие чувства любви и чувства бесконечного; воспитание нравственных качеств, пробуждение человечности.
– Главное дело, утверждает Белинский, как можно меньше нравоучений: их не любят и взрослые, а дети просто ненавидят. Они хотят в вас видеть друга, а не наставника, требуют от вас наслаждения, а не скуки, рассказов, а не поучений. Дитя веселое, доброе, живое, резвое, жадное до впечатлений, страстное к рассказам, не чувствительное, а чувствующее. «Пишите, пишите для детей, но только так, чтобы вашу книгу с удовольствием прочел и взрослый и, прочтя, перенесся бы мечтою в светлые годы своего младенчества».
На фото: повесть Анны Зонтаг «Путешествие в Луну (Истинное происшествие)»– в журнале «Русский архив» (№12 1904 год) из фондового собрания Государственного музея-усадьбы В.Г. Белинского.