ЛЕСКОВ НИКОЛАЙ СЕМЁНОВИЧ

 Николай Семёнович Лесков (1831-1895)

«Как художник слова Н.С. Лесков вполне достоин встать рядом с такими творцами литературы русской, каковы Л.Толстой, Гоголь, Тургенев, Гончаров. Талант Лескова силою и красотой своей немногим уступает таланту любого из названных творцов священного писания о русской земле, а широтою охвата явлений жизни, глубиною понимания бытовых загадок ее, тонким знанием великорусского языка он нередко превышает названных предшественников и соратников своих» -так говорил о Лескове в специально посвящённой ему статье А.М.Горький.

Биография Лескова особенно благоприятствовала широкому познанию жизни. Он уже с детских лет соприкасался с разными сословиями и общественными классами. «Я смело, даже, может быть, дерзко, думаю, что я знаю русского человека в самую его глубь, и не ставлю себе этого ни в какую заслугу. Я не изучал народа по разговорам с петербургскими извозчиками, а я вырос в народе, на гостомельском  выгоне, с казанком в руке, я спал с ним на росистой траве ночного, под тёплым овчинным тулупом, да на замашной  панинской толчее за кругами пыльных замашек, так мне непристойно ни поднимать народ на ходули,  ни класть его себе под ноги..». Одарённый  мальчик был страстным  любителем чтения. Эта страсть сопутствовала ему всю жизнь: Лесков, несомненно, был одним из самых начитанных литераторов своего времени.

Приняв предложение работать в коммерческом предприятии «Шкотт и Вилькенс», основанном мужем его тетки, в 1857 году Лесков переезжает в село Райское Пензенской губернии. За три года он исколесил всю Россию. В старости, отвечая на вопрос газетного  интервьюера «Где вы черпаете материал для своих произведений?», Лесков сказал, указывая на свой лоб: «Вот из этого сундука. Здесь хранятся впечатления  шести-семи лет моей коммерческой службы, когда мне приходилось по делам странствовать по России, это самое лучшее время моей жизни, когда я много видел и жил легко».

Поразительно, как поздно- почти в тридцать лет-пришёл к своему призванию этот писатель, в дальнейшем предавшийся литературе всецело, работавший без отдыха, без передышки, никогда не испытывая недостатка в замыслах, в темах, в материале.

«Сказ» в русской литературе идет от Гоголя, но в особенности разработан Лесковым и прославил его как художника. Суть этой манеры состоит в том, что повествование ведётся не от лица как бы нейтрального и объективного автора; повествование ведёт рассказчик, обычно участник сообщаемых событий. Речь художественного произведения как бы имитирует живую речь устного рассказа. При этом в «сказе» рассказчик-это обычно человек не того социального круга и культурного слоя, к которому принадлежит писатель и предполагаемый читатель произведения. Рассказ ведёт то купец, то монах, то ремесленник, то старая няня, то отставной городничий и т.д. Такая манера придает рассказу Лескова особую живость, языку его произведений-необычайное богатство и разнообразие, углубляет социальную и индивидуальную характеристику его героев, дает  писателю особые средства тонкого внушения читателю оценок людей и событий.

Одним из самых известных произведений Лескова стал «Сказ о тульском косом Левше и о стальной блохе» 1881 года. Критики и писатели тех лет отметили, что «рассказчику» в произведении присущи сразу две интонации — и хвалебная, и язвительная. Лесков писал: «Еще несколько лиц поддержали, что в моих рассказах действительно трудно различать между добром и злом и что даже порою будто совсем не разберешь, кто вредит делу и кто ему помогает. Это относили к некоторому врожденному коварству моей натуры».

Чехов  учился у Лескова технике маленького рассказа, плотной концентрации жизненных явлений, «тихой» иронии, умению подсказать читателю оценки и выводы, не навязывая их. Лесков первым из крупных русских  писателей – и задолго до других-заметил и оценил дарование Чехова и благословил его на большой литературный путь. Это было в 1883 году, когда у Чехова не было ещё ни одной книги, а были только рассказы в юмористических журналах. Горький не раз говорил о значении Лескова для собственного своего творчества и в отношении стремления как можно шире узнать русскую жизнь, и в отношении языка. Отчасти под влиянием Лескова, сообщает он, «решено было мною самому пойти посмотреть, как живет «народ». В своих письмах молодым писателям Горький неизменно советовал читать Лескова и учиться у него писательскому мастерству.

 

Показать все
Показать все
Яндекс.Метрика