Пимен Николаевич Арапов (1796-1861)
Родился в богатой дворянской семье наровчатского уездного предводителя дворянства Николая Андреевича Арапова. Брат Пензенского губернского предводителя дворянства, генерала-лейтенанта Александра Николаевича Арапова.
В благородном пансионе при московском университете начал заниматься переводами пьес, переведя в 1810 году повесть с немецкого — «Тильзитский мир»; через три года после этого появилась другая переводная, также с немецкого, повесть «Смерть Карла первого, короля английского», а в 1814 году — оригинальная стихотворная шутка: «Моя жертва Наполеону: Кривой коршун и Кузнецкий мост». В это же время участвовал в постановках домашних театров: в Москве — у князя И. М. Долгорукова, в Санкт-Петербурге — у князя А. А. Шаховского, познакомился с рядом театральных деятелей.
Первые публикации — в московском журнале «Вестник Европы». Позже писал статьи в журналах «Благонамеренный» Измайлова и «Сын Отечества», стал сотрудником «Северной пчелы» в отделе театра и присылал туда материалы из-за границы, где путешествовал в конце пятидесятых годов, о парижском, лондонском, брюссельском и берлинском театрах. Переводил на русский язык и сочинял свои авторские пьесы для московского и петербургского театров, всего около 20 пьес; среди них: «Польдер, или Амстердамский палач», драма «Блаженин», комедии-водевили: «Статья из газет», «Прихотник без денег», «Медведь и Паша», «Ватель, или Потомок великого человека», «Одушевлённые цветы и мечтатель», «Чёртов колпачок» (для В. H. Асенковой), «Лизанька (актриса Сандунова)», «Г-жи Сельмины, или Муж, жена и вдова», «Секретарь и повар», «Вертеп», «Демьянова уха», «Пикасьет», «Волшебное стекло», «Квартира в московской гостинице» и другие.
В 1830 году вместе с Д. И. Новиковым издал литературно-музыкальный альбом «Радуга», в 1850 году вместе с художником Раппольтом — «Драматический альбом”, куда вошли портреты и биографии 20 знаменитых русских артистов, снимки старинных афиш и редких рукописей о московском театре, исторические очерки по усовершенствованию русского театра; кроме того он издал в Париже книгу «Драматический букет» — собрание портретов русских актрис и танцовщиц.
С 1814 года он собирал материал по истории театра в России. Подготовил к изданию книгу «Летопись русского театра» — капитальный труд, вместивший наиболее полное хронологическое описание истории русского театра от 1673 года (при Алексее Михайловиче) до царствования Николая I, ставший первой книгой театральной литературы и театроведения — сведения о репертуаре, труппах, театральном быте. В книгу вошли также дневниковые записи актёра А. В. Каратыгина, отмечавшего ежедневно, в течение 36 лет (1794—1832), всё происходившее на русской сцене. Однако труд его жизни Пимену Николаевичу увидеть не пришлось, книга была издана сразу после его смерти (СПб., 1861).