23 ноября 2021 г. в Пензенском литературном музее откроется выставка «Литературная кондитерская», созданная Музеем этикетки типографии «Астра» (г. Екатеринбург). Проект посвящен истории отечественного дизайна и полиграфии, истории рекламы и русской литературе. Это выставка и о времени, когда писатели-классики вызывали живой интерес, а воздействие литературы на все русское общество было столь значительным, что оказывало влияние даже на рекламную графику.
«Слава России», «Галерея писателей», «Шоколадная библиотека» — такие серии обёрток, посвященные русским писателям, выпускали в свет на рубеже XIX — XX веков не прославленные издатели, а кондитеры. В своеобразной «шоколадной библиотеке», представленной на выставке, можно ознакомиться с удивительными образцами человеческой памяти, признательности и уважения к великой русской литературе. Здесь запечатлены те, перед кем преклонялось русское общество несколько столетий назад: поэты и писатели, театральные деятели, а также литературные произведения и их герои. На этикетках и упаковке представлены имена, словно пришедшие из школьного курса русской литературы: Лев Николаевич Толстой и Николай Васильевич Гоголь, Иван Андреевич Крылов и Михаил Юрьевич Лермонтов, Александр Сергеевич Грибоедов, Иван Саввич Никитин, Михаил Васильевич Ломоносов, а еще Константин Сергеевич Станиславский и многие другие. И, конечно, Александр Сергеевич Пушкин! Поэт, писатель, чье имя, слава, память благодарных запечатлены не только в школьных учебниках и монографиях, в кинематографе, фольклоре, монументальном искусстве, в чью честь назывались корабли и самолеты. После столетнего юбилея поэта, широко отмечаемого по всей России, в честь А.С.Пушкина назывались пряники и печенье, шоколад и карамель, парфюм, папиросы и всевозможные напитки. Одним из редких старинных предметов, показанных в серии «Литературная слава России» стал «фантик» — конфетный этикет 1899 года, посвященный столетию со дня рождения Александра Сергеевича.
Начало XX столетия было отмечено памятными датами в истории русской литературы, что также нашло свое отражение в коммерческой рекламе. «В память юбилея» писателей выпускались кондитерские и парфюмерные, табачные изделия в большинстве губерний царской России.
Этикетка и упаковка рубежа XIX — XXвеков, спустя столетие, стали ярким и оригинальным историческим документом. Экспонаты, представленные на выставке, помогут познакомиться с тем, что составляло культурную среду: с модными театральными премьерами и литературными новинками начала XX века. Узнать, чьи юбилеи широко отмечались в царской России, какие литературные тексты служили для привлечения покупателей и о том, как отечественные предприниматели стремились «торговать, просвещая». Новые находки и пополнение «литературной» коллекции Музея этикетки позволили расширить представление о культуре той далекой эпохи.
Всего на выставке представлено более ста оригинальных предметов из фондов Музея этикетки типографии «Астра».