Страницы блокадного дневника Тани Вассоевич дети увидели первый раз. Две Татьяны, Савичева и Вассоевич, жили на Васильевском острове в Ленинграде. Таня Савичева сначала ослепла, потом сошла с ума от пережитого; умерла в эвакуации. Скупые строки её дневника стали обвинительным документом на Нюрнбергском процессе. Таня Вассоевич выжила и ушла из жизни в январе 2012 г. Дневники двух Татьян — как две стороны медали. Тёмная сторона — трагическая смерть, светлая — победа выживших.
О дневниках «военных» детей писатель Даниил Гранин сказал, что они «… свидетельства удивительной наблюдательности и беспощадной откровенности, часто невозможной взрослому человеку. Дети замечали явления быта, приметы войны более точно, чем взрослые, лучше реагировали на все происходящие перемены. Их дневники ближе к земле. И потому их свидетельства, их доказательства подчас горазда важнее для историков, чем дневники взрослых».
Дневник Тани Вассоевич хранится в доме её сына, профессора Санкт-Петербургского государственного университета Андрея Вассоевича. Таня начала делать записи 22 июня 1941 г. Здесь и первые бомбардировки Ленинграда, и 18 июля 1941 г., когда кольцо вокруг города ещё не сомкнулось, но уже были введены карточки на продукты. В сентябре — первое занятие в художественной школе, которое не состоялось: «Наш преподаватель, сложив мольберт, сказал, что идёт добровольцем на фронт». Таня описывает бесконечное стояние в очередях за порцией хлеба, которая для детей и неработающих за несколько месяцев ужалась с 400 г в день до 125.
Особенно поразила детей история о … золотой рыбке. После потери мамы и брата весной 1942 г. с Таней произошло чудо. В её опустевшей квартире стояла глыба льда — подарок брата, замёрзший аквариум с застывшими во льду рыбками. Когда лёд растаял, с ним оттаяла и одна золотая рыбка и вновь начала плавать. Эта история — метафора всей блокады: врагу казалось, что город должен быть мёртв, выжить в нём невозможно. Но он выжил.
Воспитательное значение занятия отметили учителя школы: Сорокина Татьяна Сергеевна и Денисова Инна Николаевна: «Страницы дневников школьниц-блокадниц, рассказы о наших земляках-героях помогают узнать о войне больше, чем информация из некоторых учебников и современных фильмов. Они не дают стирать память о войне и подвигах в наших сердцах».