2025-й год — юбилейный. 200 лет назад, 14 декабря 1825 года, декабристы вышли на Сенатскую площадь в Петербурге, чтобы свергнуть с престола русского царя.
20 июля 1950 года литературовед М.К. Азадовский в письме к Ю.Г. Оксману, ученому, признанному знатоку деятельности тайных обществ в России размышлял над вопросом «Белинский и декабристы»: «Я несколько раз принимался думать на эту тему и ничего не мог придумать… Очень сложно. Ведь хорошо же он знал, например, биографию Марлинского, – не мог он не знать, кто автор «Ижорского» (анонимно изданного в 1835 г. произведения В.К. Кюхельбекера), а бил беспощадно, без каких бы то ни было намеков на скидку… Ведь интересно и то, что рядом с Белинским Герцен с его неизменным энтузиазмом ко всему, что связано с 14 декабря ». Эти вопросы по-прежнему остаются открытыми. У Белинского нет упоминаний о движении декабристов; отзывы его на их литературные произведения строги; с А.А. Бестужевым-Марлинским он полемизирует в насмешливо-презрительном тоне. Нет оснований считать идейными отцами Белинского декабристов или говорить о «могучей роли декабристского восстания в формировании духовного облика Белинского».
Исследователи его биографии (В. Нечаева, Ю. Оксман) пытались выявить его соприкосновения с декабристским кругом. В работе об общении Белинского с посетителями литературного салона Н.С. Селивановского, корректировавшего, по мнению Оксмана, в сознании критика «политический пассеизм Н.В. Станкевича и М.А. Бакунина этой поры и бесхребетный оппортунизм идеологических шатаний Н.И. Надеждина», утверждалось, что предметом разговоров Белинского с хозяином могли быть связи с декабристами его отца, в свое время находившегося под следствием. Однако прохладные отношения Белинского с Селивановским вряд ли допускали подобные откровенности.
Оксман выдвинул также гипотезу, что в первом варианте пьесы Белинского «Пятидесятилетний дядюшка» в лице Думского изображен декабрист А.Н. Муравьев, родственник Бакунина. Но во время написания пьесы в 1838 году Белинский никак не мог сочувствовать антиправительственным выступлениям. Если даже согласиться с предположениями Оксмана и признать интерес Белинского к судьбе декабристов, это не проливает свет на проблему восприятия им восстания 1825 года и социально-политических идей его участников. Литературовед М.Я. Поляков в монографии «Виссарион Белинский. Личность – идеи – эпоха», рассматривая тему «Белинский и декабристы», прослеживает каналы, по которым весть о восстании проникала в провинциальный Чембар или Пензу. Решающее значение в ознакомлении с идеями декабристов здесь имели альманах «Полярная звезда», произведения Рылеева, Бестужева и др.
Отголоски восстания 14 декабря долетели до Чембара. Из Чембарского уезда выходцами были декабристы – братья Александр Петрович и Петр Петрович Беляевы, сыновья управляющего имением графа Разумовского в селе Ершове Чембарского уезда. В 172 номере за 1826 год газеты «Русский инвалид, или Военные ведомости» в указе «Верховному уголовному суду» сообщался в числе прочих приговор «преступникам 4 разряда мичману Беляеву 1-ому и мичману Беляеву 2-ому», которых предписывалось по лишению чинов и дворянства сослать на каторгу на 12 лет.
В экспозиции музея представлена шкатулка, принадлежавшая А.П. Беляеву. В конце своей жизни он написал и опубликовал «Воспоминания декабриста о пережитом и перечувствованном» – интереснейший документ эпохи.
Владелец села Голодяевки И.Н. Горсткин был участником первых организаций декабристов, но ко времени восстания отошел от них. В экспозиции рядом с портретом И.Н. Горсткина и видом его имения находится рапорт чембарского уездного исправника пензенскому губернатору о прибытии Горсткина в Голодяевку.