Сотрудники музея провели для гостей храма Преображения Господня музейную программу “Благотворительница М.М. Киселёва”. Посетителям рассказали о том, что Мария Михайловна, пензенская дворянка, была великой подвижницей благочестия, масштабы благотворительности которой еще при жизни приобрели мировую известность.
Мария Михайловна Киселева, в девичестве Чегодаева, родилась в 1798 году в семье саратовского предводителя дворянства. Довольно долго – особенно по тогдашним меркам – до тридцати лет сидела дома у родителей. Но потом все-таки вышла замуж за пензенского землевладельца Александра Григорьевича Киселева, создателя и попечителя общедоступной губернской библиотеки и щедрый благотворитель. Супружеское счастье длилось 19 лет, после чего Александр Григорьевич умер в Берлине, где лечился от рака. Мария Михайловна перевезла его тело в любимую Пензу и похоронила супруга в здешнем Спасо-Преображенском монастыре. И после этого у нее началась абсолютно новая жизнь. Как и многие благонравные вдовы того времени, она увидела смысл своего существования в добрых делах. Тем более, что деньги были.
Начало благотворительной деятельности госпожи Киселевой положил сам супруг. Он завещал одиннадцать своих имений на строительство пензенской богадельни. Богадельня должна быть вместительная и удобная. Больные, увечные и пожилые должны в ней содержаться пожизненно на всем готовом. При этом вероисповедание значения не имело. А распорядительницей Киселев назначил свою любимую жену. Так что Марии Михайловне волей-неволей пришлось бы заняться благими делами.
Затем госпожа Киселева приобрела обширную усадьбу в центре Пензы. Долго разрабатывали Положение о богадельне – опыта-то не было. Потом это положение лежало в канцелярии царя. В конце концов, в 1856 году положение было высочайше утверждено. Можно было приступать к строительным работам. В начале осени 1859 года новенькая богадельня с церковью Спаса Нерукотворного была торжественно открыта. Богадельней добрые дела не ограничились. Киселева увлеченно занималась строительством храмов – уже по своей собственной инициативе Мария Михайловна восстановила и построила невероятное число церквей.
Благотворительница скончалась в 1887 году, в возрасте 89 лет. За два года до смерти она написала: «Пока я пользуюсь здоровьем, зрением и рассудком, я не откажусь от продолжения того дела».