Для него Чукотка была второй родиной… Новости от хранителей. К 125-летию со дня рождения писателя Т.З. Сёмушкина.
У эскимосов есть обычай: если долго не был на родине, то, вернувшись, надо обязательно лечь на землю и три раза кувыркнуться, а то родина не примет. Вот такой обряд предложили Тихону Захаровичу, когда тот в очередной раз вернулся на Чукотку. А он просто лег и обнял землю. Говорил, что у чукотской земли свой аромат, аромат цветов тундры и свежести холода. Для него Чукотка была второй родиной…
Работа в составе экспедиции в 20-е годы 20 века по ликвидации американской концессии «Гудсон-бай компани» на Крайнем Севере определила дальнейшую судьбу Тихона Сёмушкина как писателя. Чукотка и ее обитатели, их быт, нравы, весь уклад жизни, претерпевшие после Октября коренные изменения, стали главным содержанием его литературного творчества. Книги Сёмушкина получили широкое признание. Его «Алитет уходит в горы» был удостоен Государственной премии. Он переведён на многие языки, вышел в 30 странах более чем в ста изданиях.
Тихон Сёмушкин часто бывал на Чукотке, на Таймыре, в Якутии, летал в Арктику, приземлялся на дрейфующей станции «Северный полюс-4».
А вот что сам вспоминал Тихон Сёмушкин о своей поездке в с. Лаврентия после Третьего Международного полярного года (1957-1958): «Я вновь прибыл на Чукотку в качестве краеведа, но уже в залив Лаврентия. Советские люди по-серьезному взялись обживать Арктику. На побережье Ледовитого океана строились советские полярные станции, обсерватории. Кухня погоды делалась, как говорил Фритьоф Нансен, в Арктике. На пустынных берегах росли завезенные из Владивостока добротные готовые рубленые дома: больницы, школы-интернаты, ветеринарно-зоотехнические пункты, пушные фактории. На берегах залива Лаврентия, где была построена культбаза Комитета Севера, уже жило до сотни разных специалистов: врачей, учителей, зоотехников, работников пушной фактории и других специалистов…»
Тихон Сёмушкин также вспоминал, как 14 февраля 1934 года в с. Лаврентия бушевала пурга. Они сидели вместе с общительным неунывающим молодым летчиком Анатолием Ляпидевским в квартире врача Елизаветы Петровны Кузьминой. Говорили о предстоящих полетах. И вот в разгар полярной ночи вдруг появился «посошок» – в квартиру ввалился человек: «Мне нужен летчик Ляпидевский», – сказал он и протянул радиограмму от Куйбышева: «Челюскин» раздавило льдами, надо вылетать на спасение людей. Так началась челюскинская эпопея, а Анатолий Ляпидевский первым нашел лагерь Шмидта и вывез 12 человек – женщин и детей. За этот подвиг стал первым Героем Советского Союза.
На фото: Т.З. Сёмушкин в Пензе; книги из собрания литературного музея; мемориальная доска Т. Сёмушкина на здании «Центра образования села Лаврентия» в Чукотском районе.