В письмах В.Г. Белинского в разные годы встречаются размышления о религии, о месте Бога в душе человека – словом, о вещах непреходящих.
В советское время утвердилось стереотипное представление о Белинском как об атеисте, но при более тщательном рассмотрении его биографии и творчества можно убедиться, что он не был атеистом, то есть человеком, не верящим в Бога и отрицающие Его существование. Более того, он на всю жизнь сохранил благоговейное отношение к сущности христианства – к Христу как к самому светлому и самому святому в жизни.
Об отношении Белинского к религии свидетельствуют его собственные слова: «Основа и причина нашего совершенства, а следовательно, и блаженства есть благодать Божия»; «Без личного бессмертия духа жизнь – страшный призрак. … Я верю и верую! … Да – жив Бог – жива душа моя!» –это из писем Белинского 1837-1838 годов. О моментах своего творческого вдохновения он говорил: «Я ощущу в себе присутствие Божие, мое маленькое я исчезнет».
Интересны не только отвлеченные рассуждения Белинского о религии, но и некоторые заметки о житейских ситуациях или путевых впечатлениях. Они существенно дополняют представление об отношении Виссариона Григорьевича к этой сфере жизни.
Через много лет, рассказывая о путевых впечатлениях уже другого путешествия (поездки с М.С. Щепкиным на юг для лечения в 1846 году), Белинский в письме жене передает такую «зарисовку с натуры»: «… На полдороге встретился крестный ход: из Курска 8 июня носят явленный образ Богоматери в монастырь, при котором стоит ярмарка. Вообрази тысяч 20 народу, врозбить идущего по колена в грязи, и который, пройдя 27 верст, ляжет спать под открытым небом, в грязи, под дождем, при 5 градусах тепла».
Интересно, что ни иронии, ни насмешки не примешивается в это описание. Кажется даже, что наоборот – затаенная печаль скрывается «между строк». Он, кажется, с изумлением и даже с некоторой завистью смотрит на людей, может быть, необразованных, темных, но непосредственно причастных к живому делу и еще к чему-то большему, что не каждому дано понять.