«Новый мир» – один из старейших в современной России ежемесячных литературно-художественных журналов. Публикует художественную прозу, стихи, очерки, общественно-политическую, социальную, экономическую, историческую публицистику, архивные материалы и мемуары, статьи об искусстве и науке, литературно-критические, культурологические, философские материалы.
Журнал «Новый мир» начал выходить в Москве с 1925 года. Редактор газеты «Известия» в то время Ю.М. Стеклов предложил создать на базе издательства «Известия» ежемесячный литературно-художественный и общественно-политический журнал, что и было осуществлено. Первый год руководство журналом находилось в руках А. В. Луначарского (который оставался членом редколлегии вплоть до 1931 года) и Ю. М. Стеклова; ответственным секретарем был Ф. Гладков. Потом и в «Известиях», и в «Новом мире» Стеклова сменил И. И. Скворцов-Степанов.
После войны главным редактором журнала стал известный писатель К.М. Симонов, а в 1950-м — не менее известный Александр Твардовский. Это первое пребывание Твардовского на посту главного редактора было недолгим. Из-за острых для того времени публикаций В. Померанцева, Ф. Абрамова, М. Щеглова и М. Лифшица он был в 1954 году отстранен от руководства. На его место вернулся К. Симонов, при котором был напечатан роман В. Дудинцева «Не хлебом единым», вызвавший большие споры и ставший, несмотря на скромные литературные достоинства, серьезным общественным событием.
В 1958 году на пост главного редактора возвращается Твардовский. Именно тогда начинается период в жизни журнала, неразрывно связанный с его именем. Слова «Новый мир», «журнал Твардовского» становятся символическими, вызывающими восторг и уважение у одних читателей и зубовный скрежет у других (особенно в официальных инстанциях). О тех годах, о той редакции, ее судьбе написано немало. «Новый мир» Твардовского являет собой одну из ярких страниц истории русской журналистики. Твардовский-редактор стал одним из самых замечательных журнальных деятелей — и не только советского периода.
С 1986 года, с началом «перестройки и гласности», журнал впервые возглавил беспартийный писатель — известный прозаик Сергей Павлович Залыгин (1913–2000). При нем в 1991 году тираж журнала взмыл на рекордную высоту в два миллиона семьсот тысяч экземпляров (тираж, в сущности, невероятный для толстого литературного журнала и возможный только в эйфории тогдашней «перестройки»). «Чернобыльская тетрадь» Григория Медведева, «Стройбат» и «Смиренное кладбище» Сергея Каледина, «Авансы и долги» экономиста Николая Шмелева… В «Новом мире» осуществилась первая после эмиграции «официальная» публикация Иосифа Бродского в России. Все подобные (памятные многим) публикации давались с большим трудом, но каждая была очередным прорывом от политики контролируемой «гласности» к подлинной свободе слова. Успех журнала был также связан с публикациями многих ранее запрещенных в СССР книг, таких как «Доктор Живаго» Бориса Пастернака, «Котлован» Андрея Платонова, «1984» Джорджа Оруэлла, но особенно — произведений Александра Солженицына «Архипелаг ГУЛАГ», «В круге первом», «Раковый корпус».
С 1991 года «Новый мир» — негосударственное издание (учредитель и издатель — редакция журнала «Новый мир»). В новой и непростой культурной и экономической ситуации журнал не потерял свое место на литературной карте и по-прежнему является одной из важных литературных площадок – во многом потому, что не служит рупором каких-либо культурных групп и формируется в процессе сотворчества редакционного коллектива и, конечно, постоянных и новых авторов. На его страницах в эти годы впервые увидели свет многие произведения, которые сегодня принято относить уже к «новой» литературе, среди них «Желтая стрела» Виктора Пелевина, «Время ночь» Людмилы Петрушевской, «До и во время» Владимира Шарова, рассказы Владимира Маканина, пьесы и романы Дмитрия Данилова, стихи Дениса Новикова, Елены Шварц, Андрея Гришаева и многое другое. Анализу происходящих в литературе и культуре перемен были посвящены знаменательные статьи Ирины Роднянской, Аллы Латыниной, Ирины Сурат. В «Новом мире» в эти годы регулярно печатались и продолжают публиковаться прозаики Борис Екимов, Валерий Попов, Алексей Варламов, Олег Ермаков, поэты Олег Чухонцев, Александр Кушнер, Светлана Кекова, Юрий Кублановский. Журнал по-прежнему уделяет существенное внимание публикациям архивных, литературоведческих и критических материалов, публицистики, статей об актуальном состоянии образования, естественных и гуманитарных наук, тенденциях в искусстве.
Редколлегия журнала весьма внимательна к молодым авторам. «Новый мир» не забывает о своей истории и видит достоинство в определенном живом, не коснеющем, консерватизме, однако открыт новому, яркому, глубокому и талантливому.
В книжной коллекции Объединения, в мемориальной библиотеке писателя-земляка Ф.В.Гладкова, возьмём с полки № 6 журнала «Новый мир» за 1958 год, на авантитуле прочтём посвящение от редакции журнала: «Дорогому Федору Васильевичу с глубоким уважением и любовью».
В статье номера, посвящённой 75-летию писателя, редакция «Нового мира», горячо приветствуя юбиляра, с гордостью вспоминает о том, что многие его романы были впервые прочитаны советскими читателями на страницах «Нового мира», а также и о том, что Ф.В.Гладков был одним из организаторов и руководителей журнала, работая на протяжении ряда лет в редакционной коллегии.