Сегодня мы вспомним трёх советских художников, мастеров графики и живописи. Они сдружились в студенческие годы, работали совместно и стали известными и у нас в стране и за её пределами под «коллективной» фамилией Кукрыниксы. Псевдоним «Кукрыниксы» составлен из первых слогов фамилий народных художников СССР, Героев Социалистического Труда КУприянова и КРЫлова, а также первых трёх букв имени и первой буквы фамилии НИКолая Соколова.
Уже в начале тридцатых годов советская критика правильно подметила, что Кукрыниксы – не просто коллектив, а «коллективный собирательный художник», по выражению А.М.Горького, – «единосущная и нераздельная троица».
«…Наш коллектив, по правде говоря, состоит из четырёх художников: Куприянова, Крылова, Соколова и Кукрыниксы. К последнему мы все трое относимся с большой бережностью и заботой. То, что создано коллективом, не смог бы осилить любой из нас в отдельности.
…Творческие споры бывают в отдельных случаях, но они не нарушают единодушия в работе. Зато радостно видеть, как обогащается какая-нибудь наша общая работа внесением в неё всего лучшего, что имеет каждый из нас. А вносит каждый, не жалея и не приберегая для себя лично. В такой работе не должно быть болезненного самолюбия, равнодушного отношения», – так объясняли сами Кукрыниксы свой необычный, а в изобразительном искусстве единственный в своем роде, творческий процесс.
Кукрыниксы быстро завоевали постоянное внимание прессы, самого широкого зрителя, друзей по оружию. Их любили и уважали за яркое боевое умное искусство, за принципиальность, за высокие нравственные качества, и, конечно, за остроумие.
У колыбели «единосущной и нераздельной троицы» стояли А.М.Горький и В.В.Маяковский. Это во многом определило высокий накал творчества Кукрыниксов.
Немало строк посвятили критики и искусствоведы жанровым полотнам и пейзажам Куприянова, Крылова. Соколова. В старых журналах можно прочесть похвалы театральным декорациям, созданным по их эскизам. Мы можем с увлечением рассматривать иллюстрации Кукрыниксов и в сотый раз писать о них, ибо это то, чем по праву гордится советская графика. Однако разносторонность их творчества не должна заслонять от исследователя главного, а именно: Кукрыниксы – художники особого склада, обладатели редчайшего дара сатириков. Кукрыниксы – политические сатирики сказали столь веское слово, создали такое боевое оружие в борьбе с фашизмом, в борьбе с поджигателями войны, в борьбе за мир, что их творчество мы вправе рассматривать как новый шаг в развитии современного искусства, как явление мирового порядка.
В книжной коллекции Объединения есть великолепный альбом с дружескими шаржами и эпиграммами 1932 года. Среди персоналий в книге мы обнаружили два портрета наших земляков. Это писатель Петр Иванович Замойский, которому посвящена эпиграмма:
«Без хитростей и без затей
Он занят выделкой лаптей».
Второй не менее известный персонаж – это режиссер Всеволод Эмильевич Мейерхольд. Подпись под его шаржем гласит:
«Он украшает теа-прессу.
Его мы чествуем, честим.
А он, мятежный, ищет пьесу,
Которая спасёт Гостим».