Новости от хранителей. «Тилемахида» – совершенное наставление, как поступать государю и править государством»

На книжной полке в фондах музея А.Н. Радищева находится книга, изданная Василием Кирилловичем Тредиаковским в 1766 году под названием «Тилемахида, или Странствование Тилемаха, сына Одиссеева». В основе сюжета — перевод романа раннего французского просветителя Фенелона «Похождения Телемака, сына Улисса».

Историко-литературное значение «Тилемахиды» заключается не только в ее критическом содержании, но и в более сложных задачах, которые ставил перед собой Тредиаковский как переводчик. В сущности, речь шла не о переводе в обычном смысле этого слова, а о радикальной переработке самого жанра книги. Тредиаковский создал на основе романа Фенелона героическую поэму по образцу гомеровского эпоса и соответственно своей задаче назвал книгу не «Похождения Телемака», а «Тилемахида». Героическая поэма должна быть написана, по мнению Тредиаковского, только гекзаметром. Этот стих кажется Тредиаковскому наиболее удачным не только потому, что он воспроизводит метрику гомеровских поэм, но и потому, что не имеет рифмы, которая, по его словам, только мешает (ставит «плотины») свободному, как река, эпическому повествованию.

Содержание «Телемахиды» составляет описание путешествий сына Одиссея Телемака. Телемак, странствуя в поисках отца, изучает нравы и порядки разных народов. Его сопровождает мудрый наставник Ментор, учитель и философ. Он пытается пробудить у своего подопечного интерес к народной жизни, дать ему понятие державы, что такое государственность. Объясняет основные правила поведения государя, его взаимоотношение с народом. В лице Телемака автор изображает идеального героя.

В «Тилемахиде» Тредиаковского важнейшей идеей была идея ответственности царя перед законом. Поэт хотел «предложить совершенное наставление, как поступать государю и править государством». Здесь были те только «уроки царям», но и резкая критика абсолютизма – это объяснялось усилившейся оппозицией Тредиаковского к правлению Екатерины. Тредьяковский в этой поэме дает идеальный образ правителя, который должен быть законопослушным, мудрым, должен заботиться больше о благе народа, чужд к пышности, роскоши. Основной идеал государя – это приумножение добродетелей в народе и защита отечества.

Ярко выраженная политическая направленность «Тилемахиды» была негативно принята Екатериной, которая постаралась обезвредить произведение Тредиаковского, представив автора смешным и бездарным поэтом. Во «Всякой всячине» — журнале, фактическим редактором которого была Екатерина II, стихи «Телемахиды» рекомендовались как средство от бессонницы. В шуточных правилах Эрмитажа, составленных лично Екатериной, за проступок полагалось в виде наказания выучить наизусть шесть стихов «Телемахиды». Этот факт приводился у Н.М. Карамзина и в словаре митрополита Евгения для доказательства неудобочитаемости и неудобопроизносимости гекзаметров Тредиаковского.

Выбор Тредиаковским такого размера как гекзаметр высоко оценили Радищев и Пушкин. Пушкин оценил гражданский пафос поэмы и художественное новаторство Тредиаковского. А. Н. Радищев поместил строки из 514-го стиха «Телемахиды» в виде эпиграфа к «Путешествию из Петербурга в Москву»: «Чу́дище о́бло, озо́рно, огро́мно, стозе́вно и ла́яй». (Фраза означает: «Чудовище округлое (тучное), гнусное (ли грубое), огромное, со ста пастями и лающее»).

Ему же принадлежит отдельный анализ поэмы в работе «Памятник дактило-хореическому витязю» (1801). Признавая за Тредиаковским заслуги в создании русского гекзаметра, он критиковал сюжет Фенелона, считая его несоответствующим героическому эпосу. В беллетристическом вступлении к стиховедческому своему трактату, Радищев спародировал этот же сюжет.

Показать все
Яндекс.Метрика