Анатолий Васильевич Луначарский в качестве наркома просвещения сыграл важную роль в привлечении старой интеллигенции на сторону большевиков. В первые послереволюционные месяцы он активно отстаивал сохранение исторического и культурного наследия. Луначарский внес огромный вклад в становление и развитие социалистической культуры – в частности, советской системы образования, издательского дела, театрального искусства и кино.
В начале 1930-х годов Луначарский – директор Института литературы и языка Комакадемии, директор ИРЛИ АН СССР, один из редакторов Литературной энциклопедии. Луначарский был лично знаком с такими известными зарубежными писателями, как Ромен Роллан, Анри Барбюс, Бернард Шоу, Бертольт Брехт, Карл Шпиттелер, Герберт Уэллс и другими.
Первый раз А.В. Луначарский приехал в Пензу 100 лет назад, 12 февраля 1924 года. Он выступил в Народном доме на общем собрании членов РКП(б) и РКСМ Пензы, перед собравшимися во Дворце труда городскими учителями, побывал в губернском естественно-историческом музее, нескольких школах, на опытно-педагогической станции, на трубочном заводе.
По просьбе редактора журнала «Под знаменем ленинизма» Н.А.Росницкого А.В.Луначарский написал статью « О коммунистической работе среди женщин», которая была опубликована во втором номере и спустя две недели помещена во всех московских газетах.
Второй раз Анатолий Васильевич посетил Пензу в марте 1929 года, во время командировки по стране. 27 апреля в «Трудовой правде» была опубликована статья А.В.Луначарского, в которой он писал: «…в Пензе я не в первый раз и несколько знаю этот город. Он очень своеобразен по своему облику. Центром его является чуть ли не Невский проспект улица, имеющая форму седла и с обоих сторон кончающаяся поставленными на холмах церквами. В Пензе много старого типа губернских зданий: она типична именно как губернский город, имеющий… своеобразно солидный, почти комфортабельный характер…
…Пенза имеет при 90 000 жителей семь больших и разнообразных техникумов. Ее главнейшие школы расположены в удобных зданиях. Она имеет громадный театр. За исключением Большого и Экспериментального театров, Москва не знает ни одной такой большой театральной залы».
Нарком восхитился ДК железнодорожников, отметил достоинства и недостатки художественного и музыкального техникумов. Констатировал, что живописное отделение первого учит молодых людей «в академическом или в лучшем случае передвижнически-натуралистическом» стиле, и художники никаким «лефизмом» не заражены».
С похвалой отзываясь о библиотеке имени М.Ю.Лермонтова, Анатолий Васильевич замечал: «Даже в хорошо поставленных библиотеках Швейцарии не видел я такой интенсивной внутренней работы по руководству читателями. Превосходная читальня…».
Через день газета поместила ещё одну статью наркома – «В Пензе», где он также делился впечатлениями» / Савин О.М. Пенза литературная. с.200.
На фото: А.В.Луначарский;
Народный дом имени Императора Александра II (народными домами в те времена назывались общедоступные культурно-просветительские учреждения наподобие современных домов культуры). Арендатором сцены Народного дома стало Общество драматического кружка имени В. Г. Белинского. С тех пор Пензенский драматический театр и получил постоянную прописку на этом месте, а площадь стала называться Театральной. Театр несколько раз реконструировался (после революции, в 1961-1963 и в 1970-х годах), а после пожара 2008 года здесь же выросло новое, современное здание, открывшееся для зрителей 5 марта 2010 года.