8 декабря, исполняется 170 лет со дня рождения известного русского литератора Владимира Гиляровского – поэта, писателя, знатока России и Москвы, человека большого сердца.
«Если бы существовало выражение «живописный характер», то его целиком можно было бы отнести к Гиляровскому», – писал о литераторе К. Паустовский.
Гиляровский был живописен во всём – в своей биографии, внешности, манере говорить, ребячливости, в своей разносторонней и бурной талантливости. Известно, что Илья Репин рисовал с него одного из персонажей картины «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», а скульптор Николай Андреев лепил Тараса Бульбу для барельефа на памятник Николаю Гоголю. Личность Гиляровского интересовала не только художников, о нем писали журналисты и даже поэты.
С Гиляровским дружили Чехов, Бунин, Куприн, Шаляпин, многие актёры. Но больше всего он мог гордиться тем, что был широко известен и любим среди московской бедноты. Он был знатоком московского «дна», знатоком Хитровки – приюта нищих, босяков, отщепенцев, по большей части одарённых простых людей, не нашедших себе ни места, ни занятия в тогдашней жизни.
«Столько видеть и не писать – нельзя», – как-то сказала Гиляровскому его друг, великая актриса М.Н. Ермолова, превосходный литературный портрет которой он набросал в своих «Людях театра».
Гиляровский прекрасно знал и любил тех, о ком писал в «Повести актёрской жизни», ибо несколько сезонов сам играл в пензенской группе В.П. Далматова под псевдонимом В.А. Соллогуб. В книге
«Мои скитания» талантливый бытописатель рассказывал о пензенском губернаторе А. Татищеве, помещике В. Бестужеве, которого сахалинская каторга знала, как атамана Бурю; купцах Варенцове и Будылине, Э.Ф. Мейергольде, братьях Кулахметовых, знаменитом деле Тальма, о театральной Пензе тех лет (1878-1881).
С 1882 года Гиляровский работал репортером в «Московском листке», а в 1883-1889 годах – в «Русских ведомостях». В 1889-1891 годах числился штатным сотрудником в газете «Россия». Печатался в газетах «Русская мысль», «Петербургский листок», «Новое время», «Оса», «Русское слово», «Будильник» и др.
Он писал рассказы, очерки и репортажи, освещая самые разные стороны московской жизни: пожар в Хамовниках, трагедию на Ходынском поле, открытия выставок и театральные премьеры, заседания Литературно-художественного кружка, Хитров рынок и притоны Грачевки. Его называли «королем репортеров».
В 1914 году Гиляровский получил предложение издать свои сочинения. Работа над семитомным собранием была прервана Первой мировой войной. После Октябрьской революции Гиляровский писал для газет «Известия», «Вечерняя Москва», «Прожектор», «Огонек». В 1922 году была издана поэма «Стенька Разин».
Вышли его книги «От Английского клуба к музею Революции» (1926), «Москва и москвичи» (1926), «Мои скитания» (1928), «Записки москвича» (1931), «Друзья и встречи» (1934). «Люди театра» были напечатаны только после смерти Владимира Гиляровского – в 1941 году.
Долгую и справедливую жизнь прожил Владимир Алексеевич: подумать только, он сам, своими ушами ещё слышал страшный сказ о том, что колёсами пароходов вертят души утопленников, а дожил до времён пуска первого метро в Москве, чему и стал радостным свидетелем.
На фото: книги В.А. Гиляровского из книжной коллекции Объединения.