Фёдор Петрович Толстой, известный модельер, скульптор, рисовальщик и акварелист, был человеком большой культуры и глубокой эрудиции, художником разносторонних профессиональных интересов.
Родился он в Петербурге 10 февраля 1783 года в семье, ведущей свое происхождение от известного дипломата Петровской эпохи П.А. Толстого, которому Петр I пожаловал графское достоинство. С детства Фёдору Толстому прочили военную карьеру. По окончании в 1802 году Морского кадетского корпуса его назначили в гребной флот. Оставаясь жить в Петербурге, Толстой самостоятельно продолжает свое образование, изучает разные дисциплины и посещает рисовальные классы Академии художеств. В 1804 году, выйдя в отставку, он решил целиком посвятить себя творчеству, вызвав своим поступком резкое осуждение родственников.
При упоминании имени Фёдора Толстого, прежде всего приходят на память прославившие автора медальоны, посвящённые героическим событиям Отечественной войны 1812 года и заграничных походов 1813-1814 годов. Их вы, без сомнения, видели, друзья, в одной из витрин экспозиции Пензенского литературного музея.
Медальерное дело, несомненно, формировало графический язык Толстого-рисовальщика, владевшего выразительной четкостью силуэта и ювелирной отточенностью деталей.
Большой известностью пользовалась у современников блестящая сюита Толстого – рисунки пером на темы поэмы И.Ф. Богдановича «Душенька». Не менее популярны были силуэты, виртуозно вырезанные Толстым из бумаги (военные, морские сюжеты, сцены охот и крестьянской жизни).
Наиболее самобытную область творчества Толстого составляет большая коллекция акварелей с блистательным изображением цветов и фруктов, в том числе, листы, которые можно назвать чисто ботаническими рисунками. Своим появлением они, возможно обязаны распространившимся в России и на Западе в начале XIX века атласам цветов. Эта часть художественного наследия Фёдора Толстого не столь широко известна зрителю.
Демонстрируя свое виртуозное мастерство, Толстой иногда «обманывает» зрителя: то «посадит» мушку, которую хочется согнать, то нарисует капельку, которую хочется смахнуть, то «прикроет» рисунок тонкой пеленой белил, имитируя прозрачную бумагу, которую всякий раз хочется приподнять. Созданные по выражению А.С. Пушкина, «Толстого кистью чудотворной», эти акварели стали неотъемлемой частью русской художественной культуры первой половины XIX века.
Достигнув совершенства в своих «натюрмортных опытах», Толстой исполнял многие из них на заказ. Особым успехом пользовалась знаменитая «Смородина». Вспоминая о начале своей художественной карьеры, художник писал: «Тяжело мне приходилось, да меня моя смородина выручала…Можно не шутя сказать, что целая семья питалась одной смородиной».
Много внимания художник уделял технической стороне, сам приготовлял краски, добиваясь совершенства. Под своими произведениями чаще всего ставил подпись: «Рисовал и писал граф Фёдор Толстой».
В квартире Толстого при Академии художеств на вечерах бывали интереснейшие люди своего времени: А.С. Пушкин, В.А. Жуковский, И.А. Крылов, П.А. Вяземский, А.И. Одоевский, Н.И. Гнедич, К.Ф. Рылеев, А.Ф. Бестужев. «Дом его, – вспоминал скульптор Н.А. Рамазанов, – и воздух которого, кажется, был пропитан влечением к искусству, был постоянно высшею школою для молодых художников, имевших счастье бывать в кругу учёных, литераторов, опытных художников, поэтов, музыкантов и певцов, собиравшихся у Федора Петровича по воскресеньям».
На фото: «Автопортрет», «В комнатах», «Цветок, бабочка и мухи», «Ягоды красной и белой смородины».