Рубрика “История одного экспоната”

«Я взглянул окрест меня – душа моя страданиями человеческими уязвлена стала», – эти слова звучат в «Посвящении» к «Путешествию из Петербурга в Москву». И пришедшее осознание того, что человек сам виноват в этих страданиях, оттого что «он взирает не прямо на окружающие его предметы» нашло отражение в портрете писателя кисти неизвестного художника второй половины XVIII века.

Портрет А. Н. Радищева, написанный неизвестным художником второй половины XVIII века, имеет датировку «до 1790 года». Скорее всего, это единственное прижизненное изображение великого гражданина России, исполненное еще до ссылки в Сибирь. В это время А.Н. Радищеву было около сорока лет. Он занимал пост директора Санкт-Петербургской таможни, был почтенным отцом семейства, пользовался репутацией образованного, одаренного, безукоризненно честного человека. Этот портрет принадлежит к иной портретной традиции, сформировавшейся в эту эпоху – к жанру камерного портрета. В камерных портретах передавали не значимость человека, а его внутренний мир.

Одна из версий авторства портрета Радищева заключала в себе предположение, что он был написан крепостным живописцем Михайлой из села Верхнее Аблязово, наследственного имения Радищевых, однако это маловероятно, так как уровень исполнения портрета очень высок. В биографии Радищева, написанной его сыном Павлом Александровичем, прямо указывается на неумелость крепостного самоучки.

В музее А.Н. Радищева имеется копия этого портрета работы Вильяма Константиновича Куинджи, выполненная на холсте размером 61,5 на 53,5 см, в технике исполнения: масло.

В.К. Куинджи – художник, краевед, лермонтовед родился 03.12.1930 г. в Харцызске Донецкой обл. Работал в центральных художественных музеях страны — в Третьяковской галерее, Русском музее, Саратовском государственном художественном музее им. А. Н. Радищева, в Государственном литературном музее, в институте русской литературы, в Пушкинском доме в Петербурге, где для музейных экспозиций писал копии с оригиналов картин и портретов известных художников. Значительную часть жизни посвятил изучению биографии М. Ю. Лермонтова, работая в музее «Тарханы» и в институте русской литературы; в 1980-81г.г. был заместителем по научной работе директора Объединения литературно-мемориальных музеев Пензенской области.

Единственный подлинный прижизненный портрет, по которому мы представляем себе облик великого русского просветителя, находится в Саратовском государственном художественном музее имени А.Н. Радищева.

Показать все
Яндекс.Метрика